Этот агрогородок расположен в 5 километрах от районного центра, что, конечно, способствует его развитию. Многие из жителей Липник ездят на работу в Дрогичин, и им не приходится переселяться, покидать свой населенный пункт. В город местные ездят еще и когда нужно воспользоваться каким-либо из благ современной инфраструктуры, которого нет в агрогородке, например, посетить отделение банка. А проблемные вопросы? Они тут есть, как и в любом населенном пункте. Мы решили узнать подробнее о том, что же волнует жителей Липник.
Липники – довольно крепкий в плане своей инфраструктуры агрогородок. В нем есть детский сад-средняя школа, сельский Дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, почтовое отделение, продовольственные магазины – как системы райпотребкооперации, так и коммерческий. Есть транспортное сообщение с райцентром. Для полного счастья не хватает разве только отделения банка. Правда, местная закусочная на вид кажется не работающей. По всей видимости, она была закрыта по причине своей нерентабельности несколько лет назад.
Итак, что же волнует местных жителей? Проблема № 1 в Липниках – это разгул бездомных собак. И она здесь приобрела хронический характер. Еще в прошлом году собак много развелось, сельчане обращались и в сельисполком, и в коммунхоз. Тогда на место несколько раз выезжала бригада коммунальников. В этом году после летнего сезона бездомных животных снова стало больше. Видимо, потому эта проблема здесь ощущается более остро в сравнении с другими населенными пунктами, что сюда часто выбрасывают щенков и взрослых собак нерадивые хозяева из города. Хотя некоторые из местных жителей считают, что везде собак бездомных много, не только в Липниках.
– У нас настолько много ужэ этых собак, ажно ноччу выють оны и чуты, – говорит местная жительница-пенсионерка. – Дни тры назад шла я по дорози под вэчур и бачу цэлое стадо бежыть, 7 собак. Ладно, мы – пожилыи люды, а диты, школьникы ходять рано у школу, а увэчиры – дохаты. Страшно дытэй отпускаты з дому.
Все собаки, которые бродят по улицам агрогородка, по словам жителей Липник, бездомные. Хозяева домашних здесь добросовестно выполняют надлежащие правила, содержат своих питомцев на привязи. Бродячие собаки плодятся в сараях пустующих домов. Чаще всего эти животные бегают по улице Колхозной, поскольку там мехдвор.
Так или иначе, многих сельчан беспокоит эта проблема. Кто-то боится отправлять в школу детей, у кого-то собаки потаскали кур или уток, гусей, кроликов и т. д. Местные жители буквально неделю назад составили обращение в коммунальную службу района.
Помимо этого, одна женщина указала нам на темный участок улицы Центральной. Имеется ввиду отсутствие искусственного освещения в вечерне-ночное время.
– Где-то 100-150 метров на нашей улице не освещается сейчас. Столбы, фонари там есть, и раньше они работали, просто, видимо, сейчас перегорели лампочки или неисправность там какая другая, – говорит пенсионерка. – Другая часть улицы Центральной, которая ведет к мастерской сельхозпредприятия, напротив, хорошо освещена.
***
Другие вопросы по освещению нам не были озвучены. Не прозвучало и нареканий на здешние дороги. Зато одна из местных жительниц, с которой мы заговорили возле магазина, рассказала о своей личной проблеме. Она живет в переулке Центральном. Мало того, что на асфальте там много колдобин, так еще и подъезд к ее дому часто затапливается водой.
– Неправильно дорога была построена. Одна сторона выше, а другая, наоборот, – ниже. Поэтому со всех сторон к моему участку вода стекает. Раньше, когда шли большие и продолжительные дожди, весь дом в воде стоял. Потом мы поставили новый крепкий забор с бетонной отмосткой. Теперь вода не поступает на наш участок, а скапливается у ворот. Иногда ее так много, хоть в резиновых сапогах ходи, хоть купайся! – рассказывает о наболевшем сельчанка.
По мнению хозяев нужно сделать подсыпку. Могли бы они сами, но для решения проблемы понадобится 1,5 – 2 машины гравия. Не богачи, и не могут себе такое позволить. Они обращались со своим вопросом в сельисполком, в ДРСУ-177, но результата нет. Обещания и ничего больше. Возможно, данная публикация поможет семье в решении ее проблемы. К тому же, в их части агрогородка планируется строительство центрального водопровода. Коммунальники уже оставили в переулке бетонные кольца. Может, когда водопровод будут вести, заодно и в том месте подсыпку сделают?
На это женщина не надеется.
– Вряд ли, – говорит она. – Коммунхоз будет прокладывать водопроводные сети, а по поводу подсыпки скажут, что это не их работа, дорога-то сельская и обслуживается ДРСУ. Обидно, что налог дорожный-то платим, а наша проблема из года в год остается нерешенной.
***
Еще в Липниках нет детской площадки общего пользования, как, например, в Антополе, Осовцах и в других сельских населенных пунктах района. Признаемся, об этом нам во время подготовки репортажа и общения с местными жителями было сказано всего раз. Один молодой отец пояснил, что есть, конечно, детская площадка в детском саду, но погулять с ребенком в вечернее время или выходной день туда сторожа не пустят. Вот бы в Липниках появилась хоть мало мальская горка и качелька. Детей немало в агрогородке, а сводить их на прогулку родителям некуда. Один раз мужчина возил свою семью на недавно возведенную детскую площадку в Осовцах. Там им понравилось.
– Считаю, что рядом со школой необходимо обустроить парковку для автомобилей, – высказывает идею еще одна жительница Липник. – Я думаю, родители, которые на машинах подвозят детей в школу и в детский сад, согласились бы со мной.
Помимо всего прочего, нам напомнили об участке дороги между Дрогичином и Липниками. О том, что он проблемный, мы писали и раньше. Многие жители Липник ездят каждое утро на работу в Дрогичин на велосипедах. Ни велосипедной, ни тротуарной дорожки нет, и людям приходится двигаться по краю проезжей части, что небезопасно при интенсивном движении автомобилей.
– Я езжу каждое утро на работу в Дрогичин на своем автомобиле, и вижу попутно двигающихся велосипедистов. Как правило, все они обозначены световозвращающими элементами, кто-то меньше, кто-то больше. Некоторые даже в жилетах ездят. Но на дороге большую роль играет человеческий фактор. Велосипедист не обозначил себя, водитель авто в условиях плохой видимости не заметил его – и быть беде. Крайне необходимо службам оборудовать велодорожку, либо отвести линию по краю проезжей части для велосипедистов, либо расширить дорогу, – говорит водитель автомобиля.
Случай гибели велосипедиста имел место несколько лет назад. Тогда реакцией служб на это происшествие стало ограничение скоростного режима с 90 км/ч до 70 км/ч. Но, по мнению тех, кто часто ездит по дороге из Липник в райцентр и обратно, этого недостаточно. Нужна там еще и велосипедная дорожка.
Андрей РАССАФОНОВ
Фото автора