Свой 85-летний юбилей 19 сентября в кругу детей, внуков, правнуков отметил ветеран войны и труда из д.Осовцы В.С. Ясюков. Поздравить его с этой знаменательной датой приехали председатель районного общества инвалидов Б.Ф.Шведов и представители администрации Осовецкой ОСШ, так как более 40 лет Василий Степанович проработал в сфере образования. Последнее десятилетие бывший учитель на общественных началах возглавляет Осовецкую первичную ветеранскую организацию, постоянно навещая и поддерживая одиноких и престарелых инвалидов из своей и окрестных деревень. И, как шутит В.С.Ясюков, один велосипед по общественным делам он уже изъездил. При этом мой собеседник уверен, что постоянное движение – и самому хорошая зарядка, и людям от него польза…
Впрочем, жизнь с детства закаляла и испытывала Василия на прочность, и чем больше он обжигался – тем крепче и тверже становился. Родился он в деревне Дорожковка на Смоленщине, и большие семьи с хорошим хозяйским достатком в их роду были традицией. Его отец, обучившись портняжному ремеслу, ходил по деревням и шил одежду. К 32-м годам, накопив достаточно средств, он построил дом, купил вовноческу (оборудование для обработки шерсти овец) и решил обзаводиться семьей. В жены он выбрал 19-летнюю образованную девушку Татьяну, с которой они родили троих детей, старшим из которых был Василий. Ясюковы мечтали о том, чтобы переехать в город и дать сыновьям и дочери образование. Но все повернулось совершенно иначе.
Деда, отца матери Василия, который был крепким, основательным крестьянином-хозяином, вместе с его семьей раскулачили. В дом Ясюковых успел забежать брат Татьяны, который сообщил ту страшную весть: «Нас увозят…» Так пришла беда. И не одна. Для матери Василия это оказалось настолько сильным потрясением, что с ней началось тихое помешательство. Доктора ничем помочь не смогли, и вскоре она умерла. Дедушку с семьей вернули из ссылки на хозяйство, признав обвинения ложными. Но матери у детей уже не было. В 11 лет Василий остался сиротой, а его младшей сестре Ане в то время было всего лишь 5 лет.
Но время шло: Василий рос, учился, вступил в комсомол. Ему было 16 лет, когда началась война. И в первые дни его сразу же мобилизовали для того, чтобы угнать подальше от линии фронта колхозный скот, не дав его захватить врагу. Так парень с несколькими односельчанами проделал путь от Смоленска и почти до Москвы, научившись издалека различать гул вражеских самолетов, прятать скот от бомбежек, доить коров. Не доходя до столицы, они нашли здание райисполкома и оформили сдачу скота по описи. Задание было выполнено, и Василий с односельчанами возвратился в Дорожковку. Но дома уже хозяйничали оккупанты.
Со временем парень стал связным в партизан-ском отряде, а в 1943 году, когда Смоленщину освободили, 18-летнего Василия Ясюкова сразу призвали на фронт. Воевать ему довелось в разведроте автоматчиков, и основной задачей их подразделения была поимка фашистских “языков”. Помнит бывший фронтовик, как 25 декабря 1943 года, на католическое Рождество, они взяли в плен из штабной землянки сразу троих фрицев. За эту операцию Ясюков был награжден медалью «За отвагу». Потом маршрут их дивизии лежал в направлении Беларуси. В боях на Могилевщине, при освобождении деревни Петуховка Чаусского района, боец нарвался на мину, и ему полностью раздробило стопу ноги. Три месяца ее складывали и лечили в госпитале, после чего Ясюкова отправили долечиваться домой. Там 20-летнего парня-инвалида сразу назначили бригадиром, так как трудоспособных мужчин в деревне практически не осталось.
После того, как окончилась война, Василий решил осуществить мечту родителей и пойти учиться. Он услышал, что в Пинске есть учительский институт, где студентов обеспечивают продовольственным пайком, и приехал на Полесье. На месяц ему выдавали 1200 граммов крупы, 400 – сахара и ежедневно – по 500 граммов хлеба. В остальном деньги на еду зарабатывали сами, ночью разгружая вагоны. Помнит бывший солдат, закаленный трудностями войны, как, сидя на занятиях, он едва не терял сознание от голода и малокровия. «Пишу синими чернилами, а цвет их не различаю: все кажется белым…», — рассказывает Василий Степанович. И замечает: «А теперь всем обеспечены, всего хватает – а люди все равно почему-то ищут повод для недовольства. И все потому, что не знают многие настоящей беды и лишений»…
После окончания института В.С.Ясюков работает учителем русского языка и литературы на Могилевщине, а затем переезжает в Дрогичинский район: сначала – в Симоновичскую школу, затем – в Бурмаки (сейчас это деревня Немержа). Здесь Василий Степанович находит свою вторую «половинку» — жену Ефросинью Ивановну, здесь рождается их первенец – сын Анатолий, здесь он переживает и серьезные житейские невзгоды.
Как-то школьный завхоз предложил посодействовать Ефросинье Ивановне, чтобы она окрестила Толю, и та с тещей согласились. А потом этот же человек и донес в райком партии о том, что такой факт имел место. Василий Степанович тогда уже занимал должность директора школы, и потому разборки были серьезные. Его с семьей отправили работать в Заречку, где школа располагалась в крестьянских избах, а ее здание лишь предстояло построить. Помнит Василий Степанович, как все зимние каникулы он вместе с рабочими трудился в лесу, заготавливая древесину для здания учебного учреждения. Его семья – теща, жена и трое детишек – в это время ютились в съемной комнатушке сельского дома в деревне Ляховичи.
Позже В.С.Ясюков был переведен директором в Ялочскую школу, где тоже необходимо было строить новое здание. Когда и здесь работа подошла к завершению, домочадцы начали упрекать Василия Степановича: мол, школы ты строить умеешь, а вот семья до сих пор по съемным квартирам скитается. Благо, как раз в это время в Осовцах начали строить дом для учителей. Ясюков перевелся работать в здешнюю школу и получил квартиру. Отсюда Василий Степанович и вышел на пенсию…
Дети получили образование, разъехались по разным городам и странам, обзавелись своими семьями. «А я, смоленский «соловей», продолжаю петь белорусские песни», — шутит Ясюков о своих теперешних занятиях и увлечениях. Он, учитель-филолог по образованию, пишет замечательные стихи, среди которых есть и немало посвящений Беларуси. А еще Василий Степанович старается находить силы и время, чтобы навестить своих пожилых коллег и товарищей. «Из 75 ветеранов войны в нашей окрестности их осталось только семеро», — с грустью замечает мой собеседник.
Но его глаза наполняются теплотой и радостью, когда, как и в недавний день рождения, в гости к нему съезжаются дети, внуки, правнуки. Именно в такие моменты Василий Степанович особенно явственно ощущает, что его жизнь была не напрасной…
Галина ШАФРАН.
НА СНИМКЕ: В.С.Ясюков с детьми, внуком и тремя пра-внуками накануне своего юбилея.
Фото автора.