Прошло совсем немного времени (чуть более двух месяцев), как мы рассказывали о том, как дерзко и нагло на территории нашего района (впрочем, как и на просторах республики) действуют оконные аферисты, настойчиво предлагая хозяевам квартир и домов безвозмездно «проверить прочность и надежность пластиковых окон». После того как подобные «благотворители» попадали в жилища наших доверчивых сограждан, они очень быстро и ловко находили оконные изъяны и предлагали сразу же заключить договоры на их устранение. Жертвы мошенников и опомниться не успевали, как на руках у них оказывались документы с баснословными суммами денег за якобы оказанные услуги по ремонту окон, и в итоге благотворительный визит «мастера оконных дел» превращался для них в долговую кабалу. Мы рассказали об этом в надежде, что мошенники угомонятся, а люди станут более осторожными и осмотрительными. Но не тут-то было…
На минувшей неделе в нашу квартиру снова поступил звонок с настойчивым предложением обследовать окна, уверяя, что такие проверки инициированы «сверху и проводятся в рамках действующей государственной программы», а значит, «вы обязаны впустить наших специалистов». В ответ на такую настойчивую заботу я твердо сказала «Нет, наши окна в порядке, и в квартиру никого впускать не будем».
«Тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте», – на той стороне провода перешли к дерзким угрозам. Выходит, подобные аферисты настолько уверовали в свою безнаказанность, что и ответственности за свои действия не боятся? Оно и понятно: не всегда и не всем хочется писать заявления в соответствующие инстанции и тратить свои силы, нервы и время, чтобы разобраться с подобными маркетологами навязчивого сервиса. Хорошей и надежной защитой в таких случаях может быть наша осведомленность, потому что, как говорится, кто предупрежден, тот вооружен. Знаниями о том, как надо действовать в подобных ситуациях.
Как утверждают специалисты, психология продаж с использованием данной методики агрессивного маркетинга базируется на умении оперативно взять власть над клиентом и заставить его увидеть предлагаемый товар глазами продавца, но это нелегко сделать без умения установить абсолютный контакт с потенциальным клиентом. При общении с продавцом покупатель должен почувствовать, что если он не приобретет товар, он многое потеряет, и что покупка этого товара имеет первостепенное значение. Агрессивный маркетинг рассчитан на молниеносный результат, а не на долгие переговоры, когда клиент начнет размышлять, задавать уточняющие вопросы, пробовать позвонить и посоветоваться с детьми или друзьями и т.д. Как правило, сделка проходит очень быстро, а сомневаться и размышлять о ее целесообразности наши доверчивые сограждане начинают немного позже, когда остаются один на один со своей покупкой и договором на ее оплату.
Об этом рассказала и еще одна, совсем недавняя жертва такого вот навязчивого сервиса. Галина Анатольевна из Дрогичина пришла к нам в редакцию с единственной целью: проинформировать население о том, как ее вместе со знакомыми женщинами развели на деньги, и таким образом предупредить, чтобы подобную ошибку не повторили другие! И она до сих пор не может понять, что это случилось с ней и как это ее так удалось обвести вокруг пальца.
«Во вторник, 27 февраля, в квартире раздался телефонный звонок, и меня пригласили посетить какую-то презентацию в ресторане «Ивушка». Я отказывалась, говорила, что мне ничего не надо и что я ничего покупать не собираюсь, однако на все это мне вежливо предложили: «А вы просто придите и посмотрите!» – рассказывает Галина Анатольевна.
– И мы со знакомой решили прогуляться, пройтись по городу и заглянуть, что же там предлагают. Зашли, а там только о выгодах и говорят. Предлагают акции, скидки, рассрочки… Только выбирай товар…
Возле меня демонстрировали пылесос. И так ловко и убедительно все это делалось: чистились шторы, подушки и одеяла, мгновенно исчезали пролитые на коврик винные пятна… Все эти действия сопровождались фантастическим рассказом о выгодности этой покупки, к которой прилагалось еще и несколько подарков. И у меня в голове начала крутиться мысль о том, что я уже несколько лет не выносила и не чистила большие ковры в своей квартире и что было бы хорошо купить такой моющий пылесос, чтобы к Пасхе навести чистоту в доме. И почему-то именно это казалось в тот момент самым важным, а не размышления о стоимости товара. А парень, заметив мой интерес, давай подогревать его дальше: мол, вы и подарочный сертификат на 100 рублей получите, и выгодную рассрочку, и подарки, а самое главное – такую нужную в хозяйстве вещь вам доставим. Причем он был так убедителен, что у меня и сомнений не возникало: как будто под гипнозом находилась…
Так меня и еще двоих посетителей той презентации и взяли, что называется, тепленькими. Развели по разным углам, быстро заключили договоры, забрали аванс, оформили кредит, отвезли вместе с приобретенным пылесосом и подарками, в виде пончо и одеяла, домой. А когда они уехали – наступило прозрение. Потом пришли дети и начали сравнивать цены в сетевых торговых точках с теми, по которым я приобрела пылесос, и как сказали мне о том, сколько я за все переплатила, у меня земля ушла из-под ног», – рассказывает Галина Анатольевна.
Удивляет и то, что обычно пенсионерам в силу их пожилого возраста кредит не оформляют. А в этом случае не побоялись, хотя мне скоро уже 73 года исполнится, – сетует женщина.
Наша посетительница уточняет, что моющийся польский пылесос ей обошелся в 1700 рублей. Заезжие маркетологи смогли убедить свою жертву в том, что его начальная стоимость – 2700 рублей, а значит, она покупает его с огромной скидкой, с рассрочкой выплаты на восемь месяцев, да еще и с подарками в придачу. При этом, как позднее смогла убедиться Галина Анатольевна, стоимость аналогичного товара известных европейских брендов колеблется в пределах 700-900 рублей, в это значит, что рублей 800 за свою покупку она переплатила. Да и ежемесячный взнос рассрочки в сумме 200 рублей для нее, больной пенсионерки, оказался неподъемным.
И Галина Анатольевна, не откладывая дело в долгий ящик, сразу же пошла по инстанциям, чтобы защитить свои интересы. Она обратилась в райисполком, где ей дали координаты областного общества по защите прав потребителей, в райотделе милиции по поводу сложившейся ситуации пенсионерка получила грамотную консультацию начальника службы ОБЭП Юрия Ивановича Чернышкова. Как оказалось, большим нарушением со стороны заезжих продавцов стало то, что они реализовывали товар без сертификата соответствия стандартам в нашей республике. К тому же и законное право сдать приобретенные вещи в течение 14 дней со дня покупки никто не отменял.
Положение дел усугублялось лишь тем, что офис находился в Гродно. Но Галина Анатольевна и другие потерпевшие от мошенников, объединившись, наняли автотранспорт, загрузили неудачные покупки и сразу после длинных выходных – 12 марта – поехали возвращать их ловцам удачи. А там, как говорит женщина, уйма таких прозревших посетителей со всех уголков Беларуси. И в основном большинстве это – пожилые пенсионеры, которые приехали восстанавливать справедливость при поддержке своих детей и внуков. И работники фирмы в этом случае были совсем не похожи на тех убедительных, вежливых, услужливых консультантов, которые «втюхивали» товар доверчивым посетителям выставки в Дрогичине: в офисе они готовы были грызться за каждую копейку.
Галине Анатольевне и ее попутчикам удалось вернуть свои деньги обратно. Но это, как она признается, стоило немалых дополнительных затрат: физических, моральных и материальных. «Даже врагу не пожелаешь таких мытарств», – говорит наша собеседница.
И подобных обращений в соответствующие службы становится все больше. По словам юриста райисполкома Елены Ивановны Калютич, которая на общественных началах исполняет и обязанности уполномоченного по защите прав потребителей, сейчас она разбирает жалобу пенсионеров, которые приобрели у заезжих коробейников «целебные» обувные стельки стоимостью более 200 рублей. А сейчас и сами поверить не могут, как они могли так обмануться! И повторяют все ту же знакомую фразу: «Как будто под воздействием гипноза находились…»
А ведь не исключено, что со временем в ваши дома или квартиры снова начнут поступать звонки с безобидными просьбами посетить очередную «презентацию». Будьте бдительны! И, прежде чем совершить какую-либо покупку в таких несанкционированных местах, не поддавайтесь на уговоры продавцов сразу же приобрести товар или оформить его в кредит на «выгодных условиях», а возьмите время на размышление, позвоните детям или знакомым, попросите их прийти и помочь вам оценить предлагаемый товар. Если, конечно, вам не нужны подобные приключения…
Галина ШАФРАН