На большой фотографии, которая вот уже полвека висит на стене родительского дома, Полина Ивановна и Петр Николаевич изображены, как и подобает жениху и невесте: он – в строгом костюме, она – в подвенечном платье и белоснежной фате. На самом же деле ни шумного застолья с традиционным «горько», ни свадебных нарядов в их жизни не было. У фотографа Полина и Петр побывали через неделю после росписи. Платье и фату специально для снимка золовке одолжила сестра Петра. Не раз потом Полина в шутку упрекала мужа, что замуж он ее взял без свадьбы, на что тот отвечал: «Ничего, 50 лет проживем — золотую свадьбу сгуляем!..».
ШУТКА?
…В тот день Петр приехал на хутор к Комисарчукам, чтобы пригласить Полину на свадьбу. В воскресенье выходила замуж его родная сестра. Но Полина сказала, как отрезала: «Нет!». В 60-е годы прошлого столетия девушка не могла позволить себе пойти в дом к своему парню, — это считалось неприличным.
— Так что, мне во время свадьбы здесь, возле тебя сидеть? – воскликнул Петр.
— Зачем же возле меня сидеть? Ты на свадьбе быть должен…
Того, что произошло дальше, Полина никак не ожидала.
— Тогда пошли в сельсовет, распишемся!.. – отчаянно произнес Петр.
— Да ты что, смеешься? – опешила девушка. — Как мы жить будем: ты учишься, я – не работаю?..
— Проживем!.. – настаивал Петр.
Хутор Змен, где выросла Полина, сразу за Дубровой. В Дрогичин хуторяне обычно добирались пешком, оно ведь недалеко, километра три будет. Засобиравшись в райцентр, Полина надеялась, что Петр оставит ее в покое. Но молодой человек не только вызвался в провожатые, но и всю дорогу настаивал пойти в сельский Совет. В конце концов Полина согласилась. Она уверена была, что вот так, с бухты барахты, никто их не распишет. Ведь, чтобы зарегистрировать брак, после подачи заявления необходимо было ждать три дня. Происходящее казалось девушке обычной шуткой.
…Полине было пятнадцать лет, когда она познакомилась с Петром Хвесюком. Парень учился в Дрогичинском профтехучилище на механизатора. В околице Дубровы училищу выделили землю для ведения хозяйства, и будущие трактористы работали здесь. А вечерами они, конечно же, ходили на танцы. Дуброва и близлежащие хутора славились девушками. Но среди трех десятков местных красавиц Петр сразу же заприметил Полину, озорную, голосистую певунью. Сам он был отменным танцором. Девчата с радостью становились с ним в пару на польку, вальс, краковяк, легко вел и кружил парень в танце партнершу. И хотя приглашал Петр Полину танцевать, но влюбленность свою не показывал.
Девушка окончила десять классов, курсы медсестер и по зову сердца отправилась на целину. Модным тогда считалось молодежи ехать на работу в неведомые края; романтиков по натуре, парней и девчат вдохновляла песня «Вьется дорога длинная, здравствуй, земля целинная». В Казахстане Полина неожиданно для себя получила от Петра Хвесюка письмо с фотокарточкой. Парень предложил переписываться. Он также два года отработал на целине.
Тоска по родным местам и родным людям заставит их обоих вернуться домой. Петр поступит учиться в Пинский индустриально-педагогический техникум, Полина, отчаявшись найти работу, будет помогать родителям по хозяйству. В любую погоду по выходным на велосипеде он будет приезжать на хутор Комисарчуков, чтобы увидеться с возлюбленной.
…Полина не могла поверить: секретарь Дрогичинского сельского Совета сдалась на уговоры Петра и согласилась зарегистрировать их брак. На хутор они вернулись мужем и женой. Иван Комисарчук издали заприметил дочку, идущую под руку с ухажером. Удивился, ведь подобной вольности Полина не позволяла себе прежде никогда.
— Папа, мы расписались! – огорошила отца Полина. От этой новости из глаз мужчины хлынули слезы. Сбежались домочадцы. Обнявшись, они все вместе заплакали.
— Что у вас случилось? – встревожилась соседка.
— Полинка замуж вышла!..
— Так чего вы плачете? Ставь, Иван, бутылку на стол!!!
ХУТОРЯНЕ
Темно-бордовые яблоки, янтарный мед, грецкие орехи, мясные отбивные, огурчики, картошечка, — аппетитные домашние разносолы в мгновение ока заполнили обеденный стол. А хозяева готовы были предложить еще и творожок из козьего молочка, и другие вкусности. Выйдя на заслуженный отдых, Полина Ивановна и Петр Николаевич Хвесюки переехали из райцентра жить на родительский хутор. Возродили хозяйство: завели козочек, свиней, овец, домашнюю птицу, пчел, на троих с соседями-хуторянами приобрели лошадь. А как же иначе? В городе, в благоустроенной квартире, с мужем и тремя детками живет младшая дочка. Как же не помочь им продуктами, тем более, что они родителям по хозяйству подсобляют. Старшая дочка обосновалась в Днепропетровске, но и ее детки, когда были маленькими, на хуторе частенько гостили. Не устают любоваться внуками пенсионеры, их фотографии украшают одну из стен. Младшую внучку назвали Полиной, в честь бабушки.
По-разному складывалась жизнь на протяжении 50 лет. Петр, окончив техникум, «распределился» в Дрогичинское СПТУ №29, Полина трудоустроилась медсестрой в новый детский садик №2. Больше не было записей в их трудовых книжках о смене места работы. Разве что Петру Николаевичу довелось еще раз поработать на целинных землях, через много лет он даже был награжден медалью «50 лет Целине». Тысячам парнишек он помог обрести профессию, работая мастером производственного обучения в нынешнем лицее. Многих научил слесарить и столярничать на занятиях кружков. У Петра Николаевича дерево оживает и из обычной чурки превращается в художественный шедевр. Практически ко всему в хуторском доме Хвесюков прикоснулись руки хозяина. Столы и стульчики, полочки и наличники, антресоли и зеркала – ручной работы, украшенные резьбой. Во дворе декоративные буслики прибавляют колорита цветочному оформлению.
— За что я его ценю, так это за доброту и золотые руки, — одарив супруга нежным взглядом, говорит Полина Ивановна. – У него любое дело получалось, а я должна была рядом находиться. Он любил, чтобы я помогала: поднести, поддержать материал. Так дружно и прожили полвека. Как взялись за руки в сельском Совете, так и прошагали по жизненному пути…
Самым трудным для них оказалось время, когда заболели родители Полины Ивановны. Семь лет после инсульта не поднимался с постели отец, три года пролежала мать. Поначалу они с сестрой ездили на хутор ухаживать за стариками. Хвесюки купили «Жигули», а муж сестры работал водителем. Случалось, дорогу переметало так, что машину оставляли у железнодорожного переезда и брели на хутор пешком. Трудности проверили их семейный союз на прочность. Петр Николаевич всячески поддерживал жену. Потом они забрали родителей в Дрогичин и досматривали их до самой смерти.
Остальные годы Хвесюки сравнивают со сказкой: рождались, взрослели, поступали учиться дети, появились на свет внуки Наташка, Женька, Вадюша, Радиончик и Полинка. Живут Хвесюки на хуторе просто. Самым главным своим богатством они считают внуков и детей.
— Любовь связывает людей до первого жизненного поворота, а потом начинается обычная жизнь, в которой главными являются умение понимать и поддерживать друг друга, — делятся своей семейной мудростью Полина и Петр Хвесюки. Впрочем, Полине Ивановне привычнее называть мужа дедулей, или как в молодости – Петрусь.
Нина ТКАЧУК
ФОТО АВТОРА