Территория Антопольского сельсовета – если точнее, северо-западная окраина нашего района, рядом с деревнями Залесье, Коты, Бобки, Лавы. Деревни эти малонаселенные. А как известно, чем меньше мест жизнедеятельности человека, тем больше там зверья водится – царствует дикая природа.

Именно сюда привел меня творческий поиск сюжета для статьи об охоте. Роль проводника взял на себя егерь Дрогичинской РОС РГОО БООР Игорь Константинович Манько. Дрогичинский, или, правильнее сказать, антопольский «Кузьмич», согласился помочь мне в сборе материалов: места интересные показать и, если повезет, познакомить на деле с самим промыслом, которому уже не одна тысяча лет – добычей дикого зверя. Сезон загонной охоты на копытных завершился 31 декабря, до 26 января еще можно отстреливать зайца. И вот в один из январских выходных дней мы выдвинулись из Антополя в сторону агрогородка Детковичи и далее – охотничьими лесными и полевыми тропами.

Игорь Манько с 2003 года является членом БООР, в 2018 стал егерем. Конечно, как говорит сам наш собеседник, этим на хлеб не заработаешь. Он после 9 классов Антопольской средней школы отучился в Брестском ПТУ связи, и с тех пор работает в городском поселке в местном отделении «Белтелекома» электромехаником.

– Охота стала для меня настоящим увлечением после того как женился. Мой тесть, Петр Павлович Деркач, из деревни Коты – заядлый охотник. Он меня и приучил к этому промыслу, – рассказывает свою историю наш собеседник. – Что входит в мои обязанности? Охраняем лес от посягательств браконьеров, а также разгула хищных животных, таких как волк, лисица, енотовидная собака. Организовываем коллективную и индивидуальную охоту в светлое и темное время суток. Да и за чистотой следим в лесоугодьях и на водоемах.

С нами поехал и коллега Игоря Константиновича, его односельчанин, молодой охотник Андрей Коротыш. С ним и верный четвероногий друг Мирон. Как на охоте без собаки? У Мирона, потомственного немецкого ягдтерьера, есть и победы – награды, привезенные с выставок охотничьих собак. Года четыре назад Андрей Коротыш и Игорь Манько ездили в Кобрин на подобные соревнования республиканского уровня. На них Мирон занял первое место по лисе и заслужил диплом соответствующей степени и кубок.

– Поз экстерьеру у него первый класс. Это значит – высшая степень, которой может обладать охотничья собака при оценке ее внешних данных, признаков типичных для породы и способности выполнять свои функции, – нахваливает своего питомца Андрей Коротыш. – Предназначены ягдтерьеры для охоты на лису, но они, по сути, универсальные собаки, погонят и лося, и косулю.

Егерь Дрогичинского охотхозяйства Игорь Манько (справа) и его напарник по охоте
Андрей Коротыш

Добывая зверя нужно придерживаться определенных правил, прежде всего – соблюдать сезонные ограничения. Загонная охота на копытных, по словам Игоря Манько, продолжается до 31 декабря. В январе длится охота индивидуальная – на зайца, на пушного зверя. В первом месяце нового года она и заканчивается. До 31 марта продолжится сезон добычи бобра, а там уж весенняя охота на перелетную дичь откроется: на гуся, на селезня. Лисицу, волка егерь может добывать круглогодично, а остальные охотники – только в определенное время года. Волк – главный в наших местах хищник, он уничтожает все живое, ему равных по силе нет. Разведется их много – целые популяции копытных и других животных могут исчезнуть. Да и сколько случаев было, когда голодные хищники заходили на хозяйские подворья в деревнях. Разве только ружье может с ними справиться. Охотнику, который добыл волка, даже бесплатную путевку дают. А лисицу отстреливают, потому что она часто становится разносчиком разных болезней. Это не только бешенство. Порой выходят из леса лисы ближе к селениям людей все облезлые, в струпьях, бывает, и вовсе без шерстяного покрова.

А вот таких копытных, как косуля, лось, по словам охотников, стало в последнее время больше в лесах Дрогичинщины. В 2016 году из Гомельщины привезли в наш район 29 особей благородного оленя. Их содержали в вольере, кормили, потом вместе с приплодом выпустили в свободную среду обитания. Так же сделали и через год. Теперь, в 2020-м, откроется в нашем районе охота на оленя. В целом, многое делается для того, чтобы повысить популяции копытных. В лесах устанавливают специальные кормушки, где косуля или олень могут покормиться в зимний период. Одну из таких «столовых» егерь показал нам по пути.

 – Был не так давно у меня случай, – вспоминает Игорь Константинович. – Пару лет назад пришел волк в Зелово, устроился на пастбище метрах в 200 от стада коров и сидит, зловеще наблюдает. То ли возможную жертву высматривает, то ли еще что. Вот один из местных жителей мне и позвонил. Приезжаю, нет зверя, говорят, в сторону фермы ушел. Там две женщины тогда пололи картошку, а он уселся на расстоянии от них и опять-таки смотрит, наблюдает. Я подъехал поближе, вышел из машины, ружье наготове, выстрелил два раза. Он рванул в сторону кустов, но, не добежав, упал замертво.

– А есть ли в здешних краях еще волки? – спрашиваю у егеря.

– В этой местности находится урочище Сосновка. Там много лет добывали торф сельхозпредприятия Дрогичинского, Кобринского, Березовского районов. Его рассыпали на полях вместо навоза в качестве удобрений. С тех пор и образовалась там заболоченная местность, поросло все камышом, тростником на десятки и даже сотни гектаров. Сосновка, где добывали торф, берет свое начало от нашей деревни Зелово и заканчивается деревней Дрынка Кобринского района. Вот там и водятся волки. Почему? Густая растительность, тростник, легче спрятаться зверю, да и кормовая база хорошая. Бобров полно. То и дело натыкаемся на черепа этих грызунов. А в целом, местность эта полна всякого зверья – настоящее изобилие для охотника, – рассказывает егерь. – В позапрошлом году трех добыли, в прошлом – одного застрелили, а в этом – волчонок попался. В последнее время видели в здешних краях небольшую группу волков из четырех особей.

Один из охотников рассказывал свою историю. Вышел он на охоту, отпустил собаку, а та вскоре залаяла и прибежала к нему, вся дрожит, к ноге прильнула. Видит охотник, бегут в его сторону четыре волка. Сначала подумал, что это собаки лайки (настолько они на них похожи). Метрах в двадцати от него они промчались. Долго не мешкая, взял ружье и выстрелил. Попал в одного.  Но раненый зверь сумел уйти.

Позже к нам добавился еще один участник предстоящей охоты, житель деревни Коты Петр Павлович Деркач. Вот уж про кого точно можно сказать – бывалый. Ему 63 года, из них 45 лет как Петр Павлович ходит на зверя. Разве только на медведя не охотился в наших краях житель деревни Коты. Много он может рассказать интересных историй, случаев об этом промысле – и смешных, и связанных с риском для жизни.

– Газетных полос у вас не хватит, чтобы все написать, – с уверенностью отмечает наш собеседник.

Тем временем мы, продолжая движение от деревни Заплесье в сторону деревни Лавы, остановились возле мелиоративного канала, чтобы посмотреть и сфотографировать одно «диво». Хотя сейчас этим, наверное, никого уже и не удивишь. В том месте стоит огромный тополь, толстенный ствол которого больше чем наполовину прогрызли своими острыми зубами бобры.

Бобрам все нипочем. Даже высокий тополь у дороги в сторону деревни Лавы они скоро повалят

– Того и гляди, буря там какая пройдет и этот волот сломается, словно спичка, – заметили охотники. – Вообще, в данной местности настоящее бобриное царство. Здесь они трудятся получше любой бригады лесорубов. Рядом лежат поваленные деревья, которые те еще не успели подобрать. Ветви, древесину таскают для строительства своих укрытий, нор, плотин, уже целые тропинки «протоптали».

И вот мы на месте, на поляне, – где-то около малонаселенных деревень Бобки и Лавы. Здесь, вокруг Сосновки, то и дело можно наткнуться на следы зверья.

 – Плохо, конечно, снег не выпал, так намного легче было бы искать, – говорят наши проводники.

Несколько часов поисков не привели к ожидаемому результату. «Косой» как будто знал, что не надо в этот день показываться. Даже Мирон не смог учуять зайца, взять след. А, может, оно и к лучшему: никого не добыли, животные остались целы, а мы тоже – «в плюсе»: прошлись, прогулялись на свежем воздухе. Полезно ведь.

Заехали в гости к последнему жителю деревни Лавы Василию Иосифовичу Карповичу. Тот тоже старый охотник, и с нашими новыми знакомыми не раз ему доводилось ходить на зверя. Хозяин только вернулся с вязанкой сухих веток. Обрадовался гостям, пригласил в дом. Василий Иосифович засуетился, желая угодить друзьям, стал замешивать тесто, чтобы поставить на стол свои фирменные оладьи с медом.

Узнав, что мы из «районки» и материал об охоте готовим, Василий Иосифович рассказал несколько охотничьих историй. О том, как они с Петром Павловичем в былые годы на кабана ходили, как удалось в последний момент метким выстрелом сразить разъяренного подстреленного, устремившегося на них, зверя. Поведал и о том, как в прежние времена еще в наши места зубры захаживали, в районе Детковичей часто бродили по местным пастбищам.

Усевшись передохнуть, охотники стали обмениваться новостями, естественно, из мира дикой природы. Не могли не упомянуть о том, какие «чудеса» сейчас происходят. В январе зеленятся поля, отведенные под озимые культуры, почки набухают на деревьях, возвращаются из теплых краев перелетные птицы. Однозначно, антропогенный фактор оказал на то влияние, то есть вмешательство человека в первозданное естество матушки-природы.

Одна из кормушек для косули установлена в районе урочища Бэрва

– Да, буквально на днях не один клин диких уток пролетал над моей усадьбой, – поддержал тему Василий Иосифович.

– А если завтра придут все же снега и морозы, выживут ли дикие птицы на своей любимой, но не такой уже комфортной для зимовки родине, – интересуюсь у охотников.

– И гусь, и утка без проблем могут находиться в ледяной воде, в снегу они себя комфортно чувствуют. Это не беда для них, а вот с кормами действительно трудно будет. Где они найдут себе пропитание, если вокруг все покроется снегом? – разводит руками егерь.

Говорили также и о шурпе. Нет, пожалуй, охотника, который бы не готовил это блюдо в полевых условиях, используя в качестве главного ингредиента мясо добытого зверя. Больше на это годятся косуля и лось. У каждого охотника свой рецепт, свой способ приготовления. В общем, открыл я для себя в этот день удивительный мир охоты. Надеюсь, что и для вас, дорогие читатели, тоже…

Андрей РАССАФОНОВ
Фото автора