ПРЕСС-РЕЛИЗ
3 августа в Министерстве экономики состоялся брифинг об итогах внешнеэкономической деятельности Беларуси за I полугодие с участием начальника главного управления внешней экономической политики Романа Бродова.
Сальдо за полугодие
Сальдо торговли товарами за этот период составило минус $4,5 млрд. Говоря об этом, Р. Бродов предостерег от упрощенных трактовок, «когда данные за полугодие просто умножают на два, чтобы сделать вывод о результатах за год». По его словам, тенденции, которые имели место в первом полугодии, в нашей экономике еще не встречались, и, может быть, больше не встретятся.
«Так, важнейший показатель сальдо к ВВП за 5 месяцев составил минус 11,8%. Возьмем в расчет лишь один фактор – импорт легковых автомобилей. Если снять дельту ажиотажа, то есть, если бы мы импортировали автомобили в этом году так, как потребляли раньше, сальдо составило бы минус 7,6%», – пояснил Роман Бродов.
По его мнению, проблемным является не наличие отрицательного сальдо как такового, а именно его отношение к ВВП. Экономики многих стран, которые мы оцениваем как успешные, отлично функционируют при импорте, превышающем экспорт. Так, в Великобритании сальдо составляет минус $141 млрд. или 6,2% ВВП, во Франции – минус $69 млрд. или 2,7% ВВП, в Польше минус $6,6 млрд., это меньше одного процента к их ВВП.
«Более того, отрицательное внешнеторговое сальдо в небольшом объёме даже полезно для развивающейся экономики. Поэтому предлагаю смотреть не на абсолютные цифры, а на тренды: в феврале сальдо к ВВП было минус 22%, но помесячно оно снижалось, достигнув в мае значения +2,8%», – заявил начальник главного управления внешней экономической политики Минэкономики.
Сальдо в июне
Причиной увеличения отрицательного сальдо в июне, по мнению Р.Бродова, стали не характерные и не структурные факторы.
«Все знают, что в мае по товарам мы наторговали на минус $195 млн. а в июне – на минус $607 млн. Налицо ухудшение на минус $400 млн. Возникает вопрос: почему? Было два фактора, объективность которых не вызывает сомнения и которые несколько сбавили темп устранения торгового дисбаланса. В июне автомобилей ввезли на $180 млн. сверх уровня мая. Всего чистый импорт автомобилей по июню составил около 640 млн. долларов, для того чтобы эту цифру «отработать в валюте», такому концерну как Беллегпром необходимо работать целый год», – отметил Роман Бродов.
Вторым фактором, повлиявшим на увеличение отрицательного сальдо в июне, он назвал плановые работы по перевооружению одного из НПЗ, в связи с чем экспорт нефтепродуктов был ниже чем в мае, в то время как сырьё продолжало поступать.
«Эти факторы не являются структурными и характерными, и второе полугодие будет формироваться совершенно на других принципах», – отметил Роман Бродов. – «В апреле и мае у нас были рекордные для нашей страны объёмы экспорта товаров свыше – $3,5 млрд. долл. В июне мы бы остались на том же уровне, если бы не перевооружение НПЗ, которое имело ритмичный и плановый характер. Экспорт июня составляет $3,35 млрд. Это хороший результат, он показывает, что структурно экономика перестраивается на экспорт в доминирующем значении».
Рост экспорта
По итогам 5 месяцев в Беларуси констатировали превышение темпов роста экспорта над импортом на 4,5 процентных пункта. По итогам 6 месяцев этот разрыв составляет уже 8,7 процентных пункта. Причем эта картина имеет место в торговле с РФ, Таможенным союзом и ЕС, то есть по всем рынкам, и показывает, что есть тенденция к минимизации сальдо. По мнению Минэкономики, по итогам года темпы роста экспорта могут превысить темпы роста импорта на 14 процентных пункта.
Также начальник главного управления внешней экономической политики Минэкономики отметил, что в этом году страна импортировала меньше природного газа в физическом объёме, чем в прошлом году, и это на фоне роста экономики. По его мнению, самым значительным индикатором является улучшение сальдо торговли промежуточными товарами к прошлому году (за 6 месяцев оно составило минус $3,5 млрд., в то время как за I полугодие 2010 – минус $3,7 млрд.).
«Позитив есть, он объективен и значителен. Но предвижу контраргументы, о том, что все эти положительные тенденции достигнуты в условиях валютного голода. Действительно валютный рынок функционирует иначе по сравнению с теми условиями, к которым привыкли субъекты хозяйствования. Но хотел бы не согласиться с мнением, что доступ к валюте ограничен, либо, что его имеют не все субъекты хозяйствования. Доступ к валюте для всех субъектов хозяйствования одинаков – валюта находится за пределами нашей страны. И умение работать на внешних рынках, поставлять и продавать продукцию, зарабатывать валюту – важнейший индикатор конкурентоспособности предприятия. Другое дело, что на протяжении последних лет тепличные условия экономики, стабильный курс национальной валюты создавали комфортные условия для работы на внутреннем рынке, и любое изменение этих условий, конечно, вынуждает субъектов перестраиваться на внешний. Не все с этим справляются», – отметил Роман Бродов.
Тем не менее, если по итогам 2010 года на экспорт Беларусь поставила 46-47% произведенной продукции, в июне этот показатель уже превысил 60%.
«В мае и июне платежи по экспорту товаров превысили платежи по импорту. С учетом того, что товародвижение не всегда совпадает с движением валютных средств, эти два индикатора являются предвестником дальнейшего оздоровления», – заявил Роман Бродов
«Феноменальный объем экспорта – это прямое следствие фактора девальвации. Мы проводили оценку, того, как изменились планы субъектов хозяйствования, в связи с изменением курса. Дополнительный объем экспорта, который они оценили в этой связи, составляет $6-6,5 млрд. по итогам года. Это дополнительные объемы поставок, которые субъекты видят в связи с изменившимся курсом», – сообщил начальник главного управления внешней экономической политики Минэкономики.
Прогнозы об итогах года
По оценке Минэкономики, по итогам 2011 года величина сальдо торговли товарами и услугами составит минус $5,7-5,9 млрд. А превышение темпов экспорта над импортом может составить около 14 процентных пунктов.
«То есть год мы ожидаем закончить с хорошим фундаментом для стабильного и уверенного начала 2012 года не только для субъектов хозяйствования, но и для самой макроэкономической ситуации в стране», – пояснил Роман Бродов.
Важнейшими факторами сохранения положительных тенденций начальник главного управления внешней экономической политики Минэкономики назвал выход на единый курс, сохранение жесткой бюджетно-налоговой политики и безэмиссионное кредитование экономики и государственных программ.
Фото Вячеслава Мельяненко