После эмоциональных высказываний и пламенных решений наступает время анализа. Это общее правило всегда подтверждается. В Варшаве, где после 19 декабря большинство политиков и пресса впали в истерику, сегодня началось более серьезное осмысление произошедшего в Минске. Хорошо известно, что “белорусскую проблему” перед лицом ЕС отважно взялся решить Сикорский, которому и вручили вожжи этого процесса. Сикорский лично встречался чуть ли не с каждым вождем оппозиции, изучал их возможности и, скорее всего, распределял финансовые потоки. Венцом его деятельности стал разрекламированный приезд в Минск и беседа с Президентом, во время которой Сикорский (вместе с Вестервелле) пообещал за хорошее поведение поощрить Минск изрядной суммой.
До 18 декабря Сикорский гордо щеголял по ЕС в блестящем мундире главного эксперта по белорусским делам. После 19-го, когда кандидаты в Президенты вывели, навстречу своему полному фиаско, людей на улицы, стало понятно: Минск – не Бишкек и массовая революция не состоялась. Вместо продуманной тактики и стратегии суета Сикорского была лишь дешевым блефом. Мундир померк.
Пан министр оказался хрестоматийным картежником без единого злотого в кармане.
Сейчас Сикорский подсчитывает убытки.
Во-первых, рухнули надежды на будущую политическую карьеру – Сикорскому, по мнению польских медиа, заказана дорога к заветному президентскому креслу. Во-вторых, политические грифы вовсю расклевывают лузера, причем обвинения звучат необыкновенно сильно – даже с учетом польских манер, где особо не церемонятся. Чего, например, стоит газетный тренд: “Мы проиграли Беларусь”.
Но это только начало.
Рано или поздно польское общественное мнение выяснит, что происходило за дымовой завесой Сикорского: о связанной с “демократизацией” Беларуси масштабной коррупции, к которой причастна и клика высокопоставленных деятелей. Это, например, государственное финансирование бессмысленного телеканала “Белсат”, который возглавляет Ромашевская – дочка известного сенатора. Хорошо известно, что демократический сенатор за счет небогатых польских налогоплательщиков раскрыл над дочкиной конторой прочный зонтик благосостояния. Еще маленький пример. Аморальное поведение бывшего посла в Минске демократизатора Машкевича, который, как выяснилось, вовсю использовал дипломатический ресурс посольства для устройства личной жизни как в Минске, так и Варшаве. Особых слов заслуживает многолетняя деятельность широко известного в узких кругах Казанецкого, организовавшего в Варшаве мощную “прачечную”, отмывающую деньги, направляемые европейскими фондами в Беларусь. Пресса не раз и не два писала о мошенничестве Казанецкого, создавшего для себя и покровителей систему “откатов”. Годами многомиллионные суммы регулярно делятся внутри синдиката мошенников. Реакции на эти разоблачения нет. Зато в минских оппозиционных кругах прекрасно знают, что любой грант, идущий через Польшу, облагается твердым “налогом”, оседающим в карманах Казанецкого и его шайки. Большие медиа Польши почему-то предпочитают помалкивать, но ведь это секрет Полишинеля.
Меж тем атаки на белорусские авантюры Сикорского принимают все более жесткий характер. Их можно считать началом новых, более критичных подходов к деятельности “архитекторов”, которые завели восточную политику Варшавы в тупик.
В определенном смысле эти наблюдения подтверждают и разгорающиеся в Минске политические скандалы. После оглушительного поражения, оппозиция приступила к сведению счетов. Несколько примечательных событий уже произошло. Вчера был отстранен от должности заместитель председателя Объединенной гражданской партии Романчук. Фактически это означает его исключение из ОГП. Романчук обвинен в “трусости”, которая, по мнению ветерана Богданкевича, заключается в том, что Романчук “оклеветал своих соратников”.
На этом же заседании парткомиссии был изгнан с должности т.н. “международный секретарь ОГП” Дмитриев, один из руководителей штаба Некляева. Суть предъявленных Дмитриеву обвинений не оглашается, но, скорее всего, там тоже звучат “трусость” и “клевета”.
Я не вникаю в суть этой кутерьмы, но наблюдая за стилем г.г. Богданкевича, Марголина и других суровых трибунальцев, вспоминаю Руставели: “Видя бой со стороны, каждый мнит себя стратегом…”
Логика подсказывает, что начавшееся сведение счетов будет продолжено. “СБ” уже сообщала о публичной сваре, произошедшей между Козулиным и Милинкевичем после того, как в Гааге Козулин в обход “соратника” принялся выбивать для себя зарубежную недвижимость и прочие приятности. Продолжение следует…
Об эффекте домино говорят и события вокруг т.н. управы БНФ, которая закрыла двери перед Ходыко, Ивашкевичем и другими реликтовыми персонажами. Во время предвыборной кампании некоторые бывшие герои БНФ тихонько ушли из “фронта” на шабашку к состоятельному Санникову. Сейчас Ходыко с друзьями захотели вернуться в привычный офис, встретиться со старыми приятелями и заняться дискуссиями. Но люди Костусева и Янукевича закрыли перед ренегатами дверь. Что будет дальше? Скорее всего, еще более острые скандалы и дальнейшая атомизация оппозиции. Вряд ли избежать их помогут смехотворные “санкции” либо очередные финансовые транши. Санкции никого особенно не задели, а деньги обязательно разворуют. Часть – на дальних подходах в Польше, оставшиеся – в Минске. Так было и так, похоже, останется. Вот этой особенности белорусской политической сцены стратег Сикорский явно не учел…
Павел ЯКУБОВИЧ.
Законы жанра
Дата:
Популярно
Архив новостей