В 2024 году День потребителя проводится под девизом «Потребитель и предприниматель: доверие для развития» – тема, которая утверждена Евразийской экономической комиссией в качестве приоритетной на 2024 год в Евразийском экономическом союзе.
Тема призвана привлечь внимание общества к проблемам взаимодействия потребителей и предпринимателей и укрепления пространства доверия между ними в целях эффективного функционирования экономики.
Главное для потребителя – изучить свои права. Это позволит если не избежать конфликтных ситуаций, то выйти из них победителями с минимальным материальным и моральным ущербом.
От чего защищают права потребителя?
Права потребителя – это, в первую очередь, право получить безопасный продукт. Безопасный не только сиюминутно, в момент покупки, но и в процессе пользования, и даже утилизации. Безопасный не только для текущего здоровья потребителя, но и для наследственности, репутации, ограничения возможностей.
Права потребителя предполагают достоверную информацию о свойствах товара или услуги. Это важно и для решения «покупать или не покупать», и для сравнения с другими аналогичными продуктами.
Подлежит защите право потребителя приобретать товар по своему выбору. Нарушением становится сокрытие информации о наличии и доступности товара.
Права потребителя детально регламентируют обязанность виновных лиц: производителей, продавцов и др., компенсировать стоимость некачественного продукта, нанесенного им ущерба, а также возможный вред, причиненный недостоверной или непредоставленной информацией.
Кто защищает права потребителей?
Защиту прав потребителей можно разделить на три крупных блока. Первый – государственная защита. Здесь задействованы различные министерства, в том числе МАРТ, который выполняет координирующую функцию. Но в первую очередь нужно обращаться в местные исполнительные и распорядительные органы по месту нарушения прав.
Местные органы власти уполномочены рассматривать обращения граждан в соответствии с законодательством, то есть отвечать на все поставленные вопросы, разбираться в ситуации, принимать необходимые меры, выносить предписания нарушителям, обращаться в суд с иском о защите потребителя.
Защищать права потребителей могут также различные государственные органы в соответствии со своей компетенцией. Например, если нарушены права в сфере туристических услуг, то нужно обращаться в Министерство спорта и туризма, в области перевозок автомобилями такси – в Министерство транспорта и коммуникаций, в сфере банковских услуг – в Национальный банк.
Хорошо в нашей стране развит институт общественной защиты: работает более 20 общественных объединений потребителей. Общественная защита осуществляется на безвозмездной основе. Однако потребителю может быть предложено вступить в члены общественного объединения, платить взнос и получать на регулярной основе консультационную и иную помощь.
Любой потребитель может обратиться в суд за защитой своих прав, если не удалось решить вопрос в перечисленных инстанциях.
Потребители освобождены от государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в защиту своих прав.
Когда правота потребителя признана судом и подтвержден факт нарушения прав, суд, помимо прочего, взыскивает с нарушителя штраф в размере 100 % суммы, присужденной в пользу потребителя.