spot_img

От чего и кто защищает права потребителей

Дата:

В 2024 году День потребителя проводится под девизом «Потребитель и предприниматель: доверие для развития» – тема, которая утверждена Евразийской экономической комиссией в качестве приоритетной на 2024 год в Евразийском экономическом союзе.

Тема призвана привлечь внимание общества к проблемам взаимодействия потребителей и предпринимателей и укрепления пространства доверия между ними в целях эффективного функционирования экономики.
Главное для потребителя – изучить свои права. Это позволит если не избежать конфликтных ситуаций, то выйти из них победителями с минимальным материальным и моральным ущербом.

От чего защищают права потребителя?

Права потребителя – это, в первую очередь, право получить безопасный продукт. Безопасный не только сиюминутно, в момент покупки, но и в процессе пользования, и даже утилизации. Безопасный не только для текущего здоровья потребителя, но и для наследственности, репутации, ограничения возможностей.

Права потребителя предполагают достоверную информацию о свой­ствах товара или услуги. Это важно и для решения «покупать или не покупать», и для сравнения с другими аналогичными продуктами.

Подлежит защите право потребителя приобретать товар по своему выбору. Нарушением становится сокрытие информации о наличии и доступности товара.
Права потребителя детально регламентируют обязанность виновных лиц: производителей, продавцов и др., компенсировать стоимость некачественного продукта, нанесенного им ущерба, а также возможный вред, причиненный недостоверной или непредоставленной информацией.

Кто защищает права потребителей?

Защиту прав потребителей можно разделить на три крупных блока. Первый – государственная защита. Здесь задействованы различные министерства, в том числе МАРТ, который выполняет координирующую функцию. Но в первую очередь нужно обращаться в местные исполнительные и распорядительные органы по месту нарушения прав.

Местные органы власти уполномочены рассматривать обращения граждан в соответствии с законодательством, то есть отвечать на все поставленные вопросы, разбираться в ситуации, принимать необходимые меры, выносить предписания нарушителям, обращаться в суд с иском о защите потребителя.

Защищать права потребителей могут также различные государственные органы в соответствии со своей компетенцией. Например, если нарушены права в сфере туристических услуг, то нужно обращаться в Министерство спорта и туризма, в области перевозок автомобилями такси – в Министерство транспорта и коммуникаций, в сфере банковских услуг – в Национальный банк.

Хорошо в нашей стране развит институт общественной защиты: работает более 20 общественных объединений потребителей. Общественная защита осуществляется на безвозмездной основе. Однако потребителю может быть предложено вступить в члены общественного объединения, платить взнос и получать на регулярной основе консультационную и иную помощь.

Любой потребитель может обратиться в суд за защитой своих прав, если не удалось решить вопрос в перечисленных инстанциях.

Потребители освобождены от государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в защиту своих прав.

Когда правота потребителя признана судом и подтвержден факт нарушения прав, суд, помимо прочего, взыскивает с нарушителя штраф в размере 100 % суммы, присужденной в пользу потребителя.

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

На комплексе «Симоновичи» ОАО «Алексеевичи-Агро» открыта новая ферма

Сегодня, 26 декабря, в ОАО «Алексеевичи-Агро» состоялось торжественное открытие...

Изменения в расписании автобусов на январские праздники

Как сообщили в филиале «Автомобильный парк № 15 г....

В Дрогичинском районе стартовала акция “От всей души”

Сегодня, в рамках акции "От всей души" заместитель председателя...

Дом, в который хочется вернуться

Время неумолимо бежит вперед. Проходят годы, десятилетия, века… Меняются...