Каждый из нас практически ежедневно бывает в роли покупателя, человека, которому предлагается большой выбор товаров и услуг. Не всегда они соответствуют нашим ожиданиям, требуемым стандартам качества. В каких случаях нам как потребителям можно обменять товар или получить потраченные за него деньги?
В юридическую консультацию Дрогичинского района обратился гражданин А. со следующим вопросом. Он решил сделать подарок родителям и приобрел духовой шкаф в одном из магазинов, предлагающих данного рода товары. В процессе использования бытового прибора стали возникать проблемы с его работой. В ремонт отдавали 2 раза, так как гарантийный талон позволял это сделать. Сейчас духовой шкаф сломался третий раз. После семейного совета решено было поменять товар, тем более в интернете прочитали, что имеют на это право. Однако возникли сложности при решении вопроса с продавцом. Им сообщили, что это технически сложный товар и обмену не подлежит, а также предложили в последующем все вопросы решать самостоятельно. Соответственно, гражданин А. обратился к адвокату за помощью и разъяснениями действующего законодательства, касающегося его проблемы.
Для начала обратимся к Закону Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (далее – Закон), ведь чтобы иметь возможность отстоять свои права, важно четко их знать. Исходя из подпункта 1.4. статьи 5 Закона, потребитель имеет право на надлежащее качество товара. Если его недостатки не были оговорены продавцом при продаже, покупатель имеет право потребовать замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества. Законодательством установлены определенные особенности замены технически сложного товара ненадлежащего качества.
В законе предусмотрена возможность замены технически сложного товара или дорогостоящего товара, но только в случае обнаружения его существенных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утвержден на законодательном уровне, а именно – постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 года № 778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь, О защите прав потребителей». К данным товарам относятся: автомобили, прицепы, холодильники, морозильники, автоматические стиральные машины, телевизоры, видеомагнитофоны, видеоплееры, видеокамеры и т.д. Следует отметить, что этот перечень является закрытым, то есть не указанные в списке товары нельзя причислить к технически сложным товарам. Исходя из описанной клиентом ситуации, усматривается, что духовой шкаф к числу технически сложных товаров не относится.
В законе также указано, какие товары признаются дорогостоящими. Это товары, стоимость которых в четыреста и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день реализации потребителю товара. Исходя из стоимости духового шкафа, указанного клиентом, приобретенный им товар не является дорогостоящим. Таким образом, продавец, к которому гражданин обратился с просьбой о замене реализованного некачественного товара, вводит его в заблуждение и необоснованно отказывает в осуществлении замены духового шкафа.
Однако следует отметить, что факт приобретения некачественного товара, относящегося к категории дорогостоящего и (или) технически сложного, также не исключает возможность требовать у продавца его замены на товар должного качества.
Для того чтобы обменять такие товары, их недостатки должны относиться к категории существенных.
В соответствии с Законом, существенным недостатком товара следует признавать: неустранимый недостаток, недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (в размере тридцати и более процентов от стоимости товара, определяемой на момент устранения недостатка); несоразмерных затрат времени (превышающих максимально допустимые затраты времени, установленные техническими нормативными правовыми актами на устранение аналогичного недостатка); недостаток, который выявляется неоднократно; недостаток, который проявляется вновь после его устранения; другие подобные недостатки.
Необходимо знать, что требование о замене товара ненадлежащего качества вы можете предъявить продавцу в течение гарантийного срока или срока годности товара.
В ситуации гражданина А. ему было предложено прекратить безрезультатные устные переговоры с продавцом, поскольку они только затягивают разрешение сложившейся спорной ситуации.
В данной ситуации следует начать с того, что обратиться к продавцу с письменной претензией, в которой изложить суть спора и перечислить свои требования. В случае, если проблему таким образом решить не представляется возможным, следующий этап – это обращение в суд с исковым заявлением о защите прав потребителя.
Хочу отметить, что, помимо основного требования, вы также имеете право предъявить к продавцу дополнительные требования, такие как: взыскание денежной компенсации причиненного вам морального вреда, взыскание понесенных вами убытков (в случае наличия таковых), взыскание неустойки в размере одного процента цены товара за каждый день просрочки выполнения вашего требования о замене товара ненадлежащего качества и прочее.
Также обращаю внимание на то, что согласно подпункту 1.1.8 статьи 257 Налогового кодекса Республики Беларусь, истцы по делам о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, освобождаются от государственной пошлины за подачу исков, а также за подачу кассационных и надзорных жалоб по таким делам.
Марина КЛИМЧУК,
заведующий юридической консультацией Дрогичинского района