В ходе контроля за деятельностью организаций жилищно-коммунального хозяйства области Комитетом выявляются многочисленные факты бесхозяйственности и неэффективного использования государственного имущества, бюджетных средств, их отвлечения в неиспользуемое, неэффективно используемое оборудование, материалы. Так, при проверке одного из предприятий установлено неэффективное использование средств бюджета в сумме 1,6 миллиарда рублей, которые более 5 лет назад были затрачены на изготовление невостребованной до настоящего времени проектно-сметной документации.
Не единичны факты завышения стоимости строительно-монтажных работ, в том числе оплаченных за счет бюджетных средств, причинения вреда государственному имуществу.
Например, установлено, что в результате включения в акты выполненных работ объемов, которые фактически не выполнялись, стоимость строительно-монтажных работ только по шести объектам Государственной программы «Чистая вода» была завышена почти на 1 миллиард рублей.
Выявляются факты приобретения товарно-материальных ценностей с необоснованным использованием посреднических структур. Как результат – увеличение стоимости и дополнительные затраты бюджета.
Вызывает обеспокоенность «соглашательская» позиция отдельных органов исполнительной власти в части финансирования в полном объеме любых предъявленных к оплате предприятиями жилищно-коммунального хозяйства области работ по текущему содержанию и капитальному ремонту объектов
благоустройства населенных пунктов.
Например, благоустройство населенных пунктов зачастую осуществляется предприятиями ЖКХ без учета финансовых возможностей местных бюджетов, т.е. предприятиями ЖКХ выполняются работы по благоустройству на суммы, превышающие суммы, предусмотренные на эти цели бюджетом.
В свою очередь отдельными гор(рай)исполкомами в нарушение требований Бюджетного кодекса принимаются решения о признании кредиторской задолженности, образованной вследствие принятия организациями обязательств, не обеспеченных плановыми бюджетными ассигнованиями. При этом сложившаяся практика признания кредиторской задолженности «позволяет» предприятиям не исполнять принцип осуществления расходов в пределах годовых плановых ассигнований, незаконно перекладывая на бюджет часть излишних расходов, что в конечном итоге приводит к нарушению платежной дисциплины и сбалансированности бюджетов всех уровней.
Негативными последствиями выполнения работ при отсутствии финансирования является недостаток средств бюджета в последующие годы для оплаты долгов и ведения работ текущего года. Нарастание задолженности и проблемы неплатежей ведут к ухудшению финансового состояния, росту закредитованности субъектов хозяйствования и, как следствие, к увеличению себестоимости товаров, услуг, а по отдельным исполнителям, не имеющим оборотных средств, может привести к их банкротству.
Нельзя не упомянуть и о том, что рядом предприятий ЖКХ ежегодно выполняются работы по благоустройству на суммы, которые на десятки миллиардов превышают запланированные на эти цели в бюджете, при этом, как показывают контрольные мероприятия, необходимость выполнения отдельных работ по благоустройству населенных пунктов, да и их фактическое выполнение в ряде случаев не подтверждается.
Например, в ходе проверки одного из предприятий ЖКХ области установлены факты завышения фактических объемов выполненных работ по благоустройству почти в 2 раза.
Необходимо отметить, что за выявленные Комитетом нарушения виновные лица привлекались как к административной ответственности, так и к уголовной.
Комитет государственного контроля
Брестской области