Государственные закупки и связанное с ними расходование бюджетных средств являются сферой пристального внимания контролирующих и правоохранительных органов Республики Беларусь. Однако, как показывают контрольно-аналитические мероприятия, значительного улучшения ситуации в данной сфере не наблюдается.
Нарушения допускаются на всех этапах проведения государственных закупок: планирования, организации и проведения, принятия решений по результатам проведенных процедур, заключения договоров и их исполнения.
Типичными нарушениями при планировании государственных закупок являются выявляемые факты несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках, влекущие ограничения доступа поставщиков к участию в процедурах государственных закупок.
Нередки случаи нарушения принципа добросовестной конкуренции. Это, как правило, выражается в установлении в аукционных документах конкретных требований к предмету закупки, что влечет «сужение» круга потенциальных предложений и предопределяет выбор победителя.
Не отклоняются предложения участников, не соответствующие квалификационным требованиям или содержащие недостоверные сведения.
При заключении договоров с победителем процедур государственных закупок не учитываются сроки для обжалования решения о выборе победителя.
Основными причинами значительного количества нарушений по-прежнему остаются низкая квалификация комиссий, создаваемых заказчиками для проведения государственных закупок, упущения при организации их работы. Именно эти факторы приводят к неэффективному расходованию бюджетных средств, а также способствуют недобросовестной конкуренции и создают условия для коррупционных проявлений.
КГК по Брестской области