Наиболее актуальные вопросы, касающиеся предстоящей конституционной реформы, прозвучали на встрече, которую провел с активом региона председатель облисполкома Юрий Шулейко при участии первого заместителя главы Администрации Президента Республики Беларусь Максима Рыженкова, председателя правления республиканского объединения «Белорусское общество «Знание» Вадима Гигина, помощника Президента Беларуси – инспектора по Брестской области Валерия Вакульчика, председателя областного Совета депутатов Юрия Наркевича.
Как отметил Максим Рыженков, важность таких мероприятий заключается в максимально полном донесении информацию о новых положениях Конституции: важно, чтобы каждый руководитель, вне зависимости от ранга, понимал, в каких условиях будет развиваться страна, в каком направлении идти, какие гарантии предполагается закрепить на законодательном уровне. Тогда и последующие обсуждения на уровне трудовых коллективов будут глубокими и предметными, а значит – более эффективными и конструктивными.
– Также такие встречи важны в плане обратной связи. Комиссия по подготовке обновленной Конституции, опираясь на опыт социально-экономического развития государства, подготовила целый пласт изменений. Но еще есть время внести свои предложения, исходя из того, что видят люди в своих регионах, что, по их мнению, требовало бы закрепления в Конституции, а мы в Минске, несмотря на проделанную огромную работу по подготовке этого проекта, возможно, этого не увидели, – сказал Максим Рыженков.
По его словам, дискуссии по проекту Основного Закона идут активно. Так как спектр нововведений достаточно широк, разные категории населения, соответственно, волнуют разные темы, прежде всего бытовые, житейские: сохранение социальных гарантий, доступность здравоохранения и образования, меры поддержки многодетных семей и пожилых граждан и так далее. Однако для многих также важен посыл сохранения исторической памяти, новации, меняющие статус ВНС, обсуждение перераспределения властных полномочий.
В преддверии важного политического события к повсеместному общению с людьми – от центральных больших городов до малых райцентров и окраин – привлечен подготовленный актив общественных объединений и организаций, компетентное экспертное сообщество, сформированное при задействовании широкого потенциала республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание». Председатель его правления Вадим Гигин обратил внимание на то, что в процесс взаимной разносторонней коммуникации надо стараться вовлекать представителей разных политических взглядов и мнений: «При проведении первого в стране регионального форума «Беларусь адзіная» в Бресте прозвучал очень классный тезис «сшить социум». Задача обсуждения Конституции – работать не только с нашими сторонниками, но и с теми, кто по разным причинам оказался в 2020 году на той стороне. И мы должны отвечать на вопросы, в том числе и этих людей». В качестве примера было приведено собравшее сотни граждан недавнее обсуждение проекта Конституции в Березовском районе с участием депутата Палаты представителей Национального собрания Сергея Клишевича и его оппонента – представителя системной оппозиции, входящего в оргкомитет по созданию политической партии «Демократический Союз» Павла Гордеюка.
Также, исходя из опыта личного и своих коллег, Вадим Гигин отметил: встречаясь с людьми, надо быть готовым к любым вопросам. В частности, на диалоговых площадках уже звучало предложение ограничить не только количество президентских сроков, но и возраст занятия политической деятельностью, установив верхнюю предельную планку на отметке 75 лет. «Лично я – против. Да, существует практика применения ограничений по возрасту – как младшему, так и старшему. Вместе с тем достаточно примеров, когда государственные служащие вполне успешно справлялись со своими обязанностями, находясь на высоких ответственных должностях и после 65 лет. И мы видим, что в США вся политическая элита уже старше этого возраста, причем не только первые лица – Байден, Трамп, – прокомментировал Вадим Францевич.
Поддерживая формат диалога в совмещенном режиме студии и онлайн, председатель Березовского райисполкома Сергей Бартош поинтересовался, как Конституция в своей новой редакции будет защищать белорусское государство и общество от внешних угроз, в том числе информационных атак. И получил от председатель правления Белорусского общества «Знание» развернутый ответ:
– Всебелорусское народное собрание, Совет Безопасности и Совет Республики – это «тройка», являющаяся своего рода предохранительным клапаном, который должен обеспечить стабильность в стране при возникновении чрезвычайной ситуации, потенциально возможной в условиях, когда мир стоит на пороге войны. Кроме того, вводится полный запрет на иностранное вмешательство, зарубежное финансирование политической деятельности: Конституция буквой и духом провозглашает недопустимость этого. Помимо Конституции, у нас есть серия законов, принятых весной прошлого года парламентом, в том числе поправки к Закону о средствах массовой информации. Готовится закон о гражданском обществе, где будет четко прописано, что конкретно подразумевается под данным понятием: соответственно, всё остальное, за рамками, не является ничем иным, как подпольной, зачастую, возможно, даже экстремистской деятельностью, направленной на дестабилизацию нашего общества и государства. Пора уходить и отвыкать от ошибочного понимания гражданского общества, подразумевая под таковым какие-то незарегистрированные инициативы, блогеров, которыми можно как угодно манипулировать.
Обращаясь к участникам встречи, ректор Барановчского государственного университета Александр Унсович констатировал: в ходе обсуждения изменений и дополнений в Основной Закон в информационной работе активно задействуется относительно новый ресурс: политологи, эксперты, обладающие компетенцией в области обсуждаемых вопросов, а также коммуникации с аудиторией. В связи с этим возникает вопрос: насколько оправдывает себя экспертная школа, каким образом планируется использовать ее возможности?
– Надо признать, что раньше, до определенной поры, этот ресурс был задействован явно недостаточно. Также очевидно: в должной мере не применялись на практике и политические технологии: их, как правило, направляли против нас, однако сегодня пришло понимание того, что мы тоже можем и должны ими пользоваться. На самом деле умение быть коммуникативным, выступать перед любой аудиторией очень важно, поэтому данному направлению на республиканском и региональном уровнях будет уделяться особое внимание, – заверил Вадим Гигин.
Как было отмечено, столица всегда пойдет навстречу просьбам о делегировании на организуемые и проводимые на местах дебаты, диалоговые площадки, круглые столы и прочие мероприятия своих специалистов. Вместе с тем в регионах, в том числе и в Брестской области, следует проявить больше усилий в формировании собственных экспертных пулов. Выполнению поставленной задачи при необходимости посодействуют то же общество «Знание», Институт социологии НАН Беларуси, Белорусский институт стратегических исследований, чьи региональные филиалы создаются и начинают действовать, в том числе и на Брестчине, другие учреждения и структуры.
– В период стабильности у нас 66 процентов населения было аполитично. Но остальные-то 33 политикой активно интересовались! Сегодня среди них и не только надо выявлять спикеров, лидеров мнения. Уверен: в Брестской области есть те, кто способен прийти в аудиторию и ее держать: просто нужно этим ресурсом более грамотно пользоваться, – подчеркнул Вадим Гигин.
По его мнению, в ближайшей перспективе представляется целесообразным более активное использование социологии в качестве не только элемента социальной диагностики, но и инструмента, влияющего на общество, позволяющего через проведение регулярных исследований производить замеры общественных настроений. А еще ради большей эффективности информационной работы с населением необходимо рассмотреть вопрос о перераспределении некоторых вмененных управленцам обязанностей, «нагрузив» ими профильных специалистов.
– У всех подразделений органов государственной власти, так или иначе отвечающих за коммуникацию с общественностью, должны быть пресс-секретари. Но, помимо этого, надо создавать соответствующую инфраструктуру, используя потенциал общества «Знание», БРСМ, политических партий, депутатского корпуса – то есть подготовленные кадры, которые должны разговаривать с людьми. После референдума по Конституции нам предстоит избрать 18 тысяч депутатов от сельского совета до Национального собрания. К ним предъявляются особые требования: депутат сельсовета как раз и должен быть тем самым коммуникатором, лидером общественного мнения на местах, – резюмировал Вадим Гигин.
Евгений ЛИТВИНОВИЧ
Фото Александра ШУЛЬГАЧА