Председатель Брестской областной избирательной комиссии Александр КОЛЕДА в особом представлении не нуждается: за плечами – многие годы работы в аппарате Брестского облисполкома, представления первого региона в ЦИК Беларуси. В интервью «Заре» он главный акцент сделал на самые актуальные темы завершающейся кампании выборов Президента Республики Беларусь.
– Александр Михайлович, уже дан старт досрочному голосованию по выборам Главы белорусского государства. Вы – непосредственный участник десятков избирательных кампаний в разных странах мира: есть что с чем сравнить. Насколько подобная форма востребована за рубежом, и почему в Беларуси процент проголосовавших досрочно от одной электоральной компании к другой растет?
– Процедура досрочного голосования распространена в мире, присутствет в большинстве стран, включая те, которые относят себя к демократическим. Это отвечает международным стандартам, в том числе, рекомендациям ОБСЕ. Не скрою, будучи давно и глубоко погруженным в данную тему, был впечатлен представленной статистикой по Соединенным Штатам, где такой вариант оказывается наиболее предпочтительным для все большего процента местного населения.
Говоря о Беларуси, хотелось бы напомнить: досрочное голосование на выборах пройдет с 21 по 25 января с 12.00 до 19.00 без перерыва. Каждый избиратель получает бюллетень для голосования и ставит любой знак, например, галочку в квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он отдает свой голос.
Хочу заверить: в Беларуси и за ее пределами досрочное голосование как очень удобная форма себя полностью оправдала. Я сам, как правило, пользуюсь этой предоставленной возможностью, потому что в основной день голосования занят – с утра и до вечера нахожусь в гуще избирательного процесса. Действительно, в нашей стране от одной избирательной кампании к другой количество людей, которые голосуют досрочно, постоянно растет. Хорошо помню не такое уж далекое время, когда соответствующий процент составлял 18–20–25% от общего списочного состава избирателей, а вот на выборах последних лет эта планка устойчиво удерживается уже на уровне выше 30% – до 35–38% в зависимости от конкретного города, района, иных территорий и населенных пунктов.
– С 10 по 20 января все участковые избирательные комиссии страны работали в режиме дежурства. При этом главным вопросом этих дней оставалась сверка списков избирателей – процедура, не теряющая актуальности все последние годы и десятилетия. Если избиратель не оказался в списках, что ему делать в таком случае?
– Общее количество избирателей на нынешних выборах Президента Республики Беларусь составляет чуть более 6 миллионов 900 тысяч, в том числе более 88 тысяч впервые голосующих граждан. Всего по стране образовано 5325 участков для голосования, в том числе по Брестской области – 861.
Чтобы проголосовать, необходимо быть в списке избирателей на участке для голосования, а также иметь при себе документ, удостоверяющий личность. Граждане включаются в список избирателей на участке по месту регистрации (по месту жительства или месту пребывания). При желании проголосовать не по месту регистрации избиратель может обратиться в участковую комиссию по месту фактического проживания, но не позднее 25 января. Необходимо предъявить паспорт (идентификационную карту) и документ, подтверждающий проживание на территории участка для голосования, – свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, договор найма жилого помещения или другой подтверждающий проживание документ. Избирателя включают в списки для голосования и он получит.
Определенные сложности в плане уточнения списков избирателей даже в эпоху электронных высоких технологий имеются. С каждым годом общество становится все более мобильным, когда по факту огромное количество людей зарегистрировано по одному адресу, реально проживает по второму, а дистанционно работает по третьему. Поэтому очень сложно уследить-угнаться, оставаясь постоянно в курсе всех перемещений. Тем не менее сейчас списки избирателей изначально составляются на основании регистров населения, и уже после участковые комиссии путем поквартирных обходов, телефонных звонков и так далее проводят необходимые уточнения. Конечно, мы видим, что цифры меняются, появляется кто-то новый, а кого-то из этих регистров приходится исключать. Вместе с тем сама процедура остается не статичной: для этого и организованы дежурства, когда можно позвонить по телефону или прийти лично с целью уточнения необходимой информации. К слову, даже если избиратель по каким-то причинам в списках отсутствует, участковая избирательная комиссия максимально доброжелательно рассмотрит вопрос о его дополнительном включении в список.
– Недавно Центризбирком объявил о запуске сервиса, благодаря которому каждый избиратель сможет найти координаты своего участка для голосования, в буквальном смысле слова не вставая с дивана. Насколько это посодействует снижению нагрузки на участковые избирательные комиссии, получит ли востребованность заявленное ноу-хау?
– Объективности ради следует упомянуть – в настоящий момент названное предложение не относится к разряду эксклюзивных: его анонсировали и запустили в ходе Единого дня голосования в режиме тест-драйва. К теперешним выборам 2025 года произведена его доработка. Уже произведена личная апробация: любой необходимый участок с помощью данного сервиса находится быстро и легко.
Важно отметить: подобная «подсказка» и сейчас, и на перспективу будет одинаково востребована как среди избирателей, так и среди членов участковых избирательных комиссий. Особенно в случаях, когда гражданин зарегистрирован по одному адресу, проживает по-другому, но ему хотелось бы проголосовать никуда не выезжая, оставаясь по месту жительства. Тогда участковая комиссия по адресу его регистрации, пользуясь упомянутым сервисом, может в считанные секунды определить, какая территория входит в состав участка проживания, по какому телефону связаться с его комиссией.
– Согласно действующему законодательству в области избирательного права, для голосования на дому гражданин не обязательно должен болеть, находиться в престарелом возрасте, являться инвалидом или человеком с ограниченными физическими возможностями. То есть получается, любой совершеннолетний житель Беларуси вправе вызвать участковую избирательную комиссию к себе на дом, обратившись 26 января не позднее 18.00.
– Действительно, нынешний Избирательный кодекс, как и всё национальное законодательство в целом, не требует, чтобы избиратель объяснял, почему он не может посетить свой участок для голосования. Возможно, придет время, когда придется учитывать и принимать во внимание данное обстоятельство. Однако в настоящий момент естественное старение населения не является тому главной причиной: напротив, абсолютное большинство избирателей всех возрастов, включая пожилой, стремится самостоятельно либо с чьей-то помощью прийти на свой участок проголосовать – даже если уже передвигаются с трудом.
Объективно рассматривая данный вопрос, нельзя не констатировать: сегодня процент желающих проголосовать на дому относительно невысок, поэтому и дополнительных сложностей в плане неподъемного утяжеления нагрузки на участковые избирательные комиссии не возникает. Досконально выявлены территории, где количество проживающих граждан пожилого возраста выше, чем в среднем по региону, в то же время данная тема не является острой и злободневной в пространстве новых жилых многоэтажек и микрорайонов: туда заселяются преимущественно молодые семьи, люди непенсионного возраста.
– Аккредитация национальных наблюдателей завершилась 20 января 2025 года. Они будут выполнять свои обязанности выполнять свои обязанности в Брестской области?
– В первом регионе процесс аккредитации национальных наблюдателей отличался активностью: политическая партия, другое общественное объединение, трудовой коллектив организации или коллектив ее структурного подразделения, граждане вправе направить наблюдателем одного своего представителя на заседания соответствующей комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, на участок для голосования.
При процедуре регистрации внимание обращали только на то, чтобы эти участники избирательного процесса не забывали свои функциональные обязанности – наблюдать, не вмешиваясь в деятельность комиссий. Потому что в прошлые кампании иногда приходилось сталкиваться с такими моментами, когда наблюдатели пытались оказывать давление на участковые комиссии, действовать так, как они считали правильным. Да, у наблюдателя есть право обратиться к председателю комиссии, если он считает, что допущено какое-то нарушение, однако в большинстве моментов окончательным считается решение председателя участковой избирательной комиссии. В некоторых случаях оно может быть обжаловано.
При этом основываясь на личном опыте, хотелось бы отметить: культура поведения всех участников избирательного процесса от одной избирательной кампании к другой заметно повышается. Уже сам по себе данный факт дает основания предполагать: какие-то потенциальные спорные и конфликтные ситуации в названной плоскости сводятся к минимуму.
Электоральная компания вышла на финишную прямую. В стране сделано всё, чтобы каждый гражданин, имеющий право участвовать в выборах Президента Республики Беларусь, полноценно и спокойно это право реализовал.
Беседовал Евгений ЛИТВИНОВИЧ.
Фото Юрия МАКАРЧУКА.
Источник: ZARYA.BY