То, о чем много говорили и что давно обсуждали в обществе, свершилось: сразу в двух чтениях – в Палате представителей и в Совете Республики Национального собрания РБ – принят и одобрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые Кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения». Его уже называют «контрольным выстрелом» по любителям хмельной езды. О том, как принимались поправки к Закону и какие меры наказания предусмотрены для нетрезвых водителей, рассказала член Совета Республики Национального собрания РБ Л.В.Николайчик.
— Людмила Владимировна, как проходило обсуждение нововведений, какие аргументы и суждения высказывались в пользу того, чтобы их принять?
— Эта тема является весьма актуальной, поэтому обсуждалась она с неравнодушием и заинтересованностью. В Совете Республики выступил генеральный прокурор РБ А.В.Конюк, который подтвердил необходимость внесения изменений и поправок конкретными цифрами и фактами. Он отметил, что за последнее десятилетие на дорогах страны пьяными водителями совершено 70 тысяч ДТП, в которых 73 тысячи человек пострадали и 15 тысяч погибли. Фактически получается, что по этой причине с лица земли исчез населенный пункт сродни нашему Дрогичину.
Вот и в минувшем году во время управления транспортом в нетрезвом состоянии было совершено 702 аварии, в которых 181 человек погиб и 782 получили увечья. И это – главные аргументы для принятия мер, ужесточающих наказание за езду в пьяном виде.
— Что конкретно предусматривают поправки?
— Вводится дифференцированная ответственность водителя в зависимости от последствий совершенной им аварии. Если, к примеру, одурманенный алкоголем или наркотиками автомобилист насмерть сбил человека или причинил ему серьезные увечья, он может быть лишен свободы на срок до 7 лет, если при этом погибли два и более человек – до 10 лет. Также существенно увеличены суммы штрафов за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии: с 15-35 до 50-100 базовых величин.
В Совете Республики единогласно поддержали законопроект о конфискации транспортного средства, которым повторно в течение года управлял водитель в нетрезвом состоянии. Причем, если раньше за рулем был нетрезвый отец, а вскоре на этом же автомобиле ехал пьяный сын – это не меняет сути дела: транспортное средство в таком случае подлежит конфискации. Так что нововведение позволяет изымать транспортное средство даже в том случае, если оно не принадлежит пьяному водителю. Поэтому, возможно, теперь владельцы призадумаются, стоит ли доверять свой автомобиль лишь бы кому?
— Однако согласно главному нашему Закону – статьи 44 Конституции РБ — государство гарантирует право собственности и содействует ее приобретению и сохранению .
— Но еще выше в Конституции располагается статья 24, которая гарантирует гражданину право на жизнь и ее защиту от любых посягательств. И здесь были избраны правильные приоритеты. Ведь каждый из нас согласится, что если ставить на весы жизнь и здоровье человека и автомобиль, первое обязательно должно превысить. Жизнь бесценна, и ее потеря невосполнима. В отличие от автомобиля и других материальных благ…
Транспорт всегда был не только средством передвижения, но и средством повышенной опасности. И его владелец должен быть в ответе не только за себя, но и за тех, кому он его доверяет. За исключением случаев угона, самоуправства и т.д.
Хотя и здесь есть нюансы. Если случается, что подростки берут родительский автомобиль и попадают в ДТП, это будет приравниваться к угону автомобиля, что значительно ужесточит их ответственность за совершенное деяние. Однако все эти меры позволяют надеяться на то, что порядка на дороге станет больше, а трагедий — меньше.
Закон, предусматривающий ужесточение наказания за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, вступит в силу через три месяца – с 23 октября текущего года.
Галина ШАФРАН