Как было доложено главе государства, отечественное автомобилестроение в целом демонстрирует хорошие результаты работы. Например, в 2023 году удалось достичь максимального за более чем 20 лет объема экспорта. Реализуется масштабная инвестиционная программа, в том числе с участием российской стороны, которая в нынешних условиях очень заинтересована в продукции отечественного автопрома и готова финансировать соответствующие проекты. Ведь в Беларуси есть и производственные мощности, и специалисты, обладающие определенными компетенциями.
“Надо этим воспользоваться. Рынок есть, мы востребованы, – сказал Президент. – Они хотят с нами иметь дело. У нас есть компетенции, мы их сохранили. Надо этим воспользоваться, тем более деньги дают: “Ребята, делайте”.
Как заверили главу государства, находящиеся на парковке авто – это лишь трехдневный объем производства. Продукция поставляется покупателям как в Беларуси, так и в России. У дилеров в Беларуси в настоящее время находится порядка 800 автомобилей.
На сегодняшний день в Беларуси работа по созданию отечественных легковых автомобилей ведется по нескольким направлениям.
Прежде всего это СЗАО “БЕЛДЖИ”. Заводом получена лицензия на производство модели X50. Организована работа по импортозамещению ряда автокомпонентов и материалов на отечественные. В 2024 году запланировано получение лицензии на еще две модели – X70, S50. Согласовывается план модернизации завода для увеличения мощности до 120 тыс. автомобилей в год при двухсменном режиме работы.
Лицензии на X50, X70, S50 позволят активизировать работы по импортозамещению автокомпонентов и в конечном счете создать компетенции не только по производству легковых автомобилей, но и по их разработке и модернизации.
Образец X50 передан в НАН Беларуси для создания на его базе отечественного электромобиля. После проведения конструкторских работ серийное производство отечественного электромобиля планируется на СЗАО “БЕЛДЖИ”.
Новым направлением развития отечественного легкового машиностроения является производство в СП ЗАО “ЮНИСОН” легковых автомобилей марки HONGQI (“Хунци”) производства китайской компании FAW. Имеющиеся договоренности в перспективе дают возможность осуществлять не только крупноузловую, но и мелкоузловую сборку легковых автомобилей с последующей локализацией отдельных узлов и комплектующих.
В целом в Беларуси динамично наращивается производство автотехники по различным направлениям. В стране реализуются два пилотных проекта по переводу пассажирского транспорта на электротранспорт в Жодино и Шкловском районе с развитием соответствующей инфраструктуры. Окончание реализации проектов и поставка электротранспорта планируется в 1-м квартале 2024 года. Цель заключается в поэтапном наращивании использования электрической энергии в пассажирских перевозках, снижении уровня загрязнения воздуха, отработке на практике имеющихся в стране компетенций в производстве электротранспорта и зарядных станций.-0-