spot_img

Наставничество. Стать педагогом по примеру своего учителя

Дата:

Цветы и дети очень похожи: они одинаково очаровательны и нуждаются в заботе, любви и внимании. В этом всю жизнь была убеждена ветеран педагогического труда, заслуженная учительница БССР Мария Григорьевна Ярошевич из Хомска, которая в текущем году отметила свое 90-летие. В аккуратном и ухоженном доме пожилой женщины привлекает внимание роскошный вазон, который, очевидно, растет в очень комфортных и благоприятных условиях.

– Этот цветок моя бывшая ученица Тамара подарила. Она теперь работает в городской школе и время от времени навещает меня, – рассказывает Мария Григорьевна, которая не один десяток лет трудилась учителем начальных классов в Хомской СШ.

Мы без проблем нашли Т.Н. Масальскую, которая в свое время действительно пошла по стопам своего любимого педагога. С тех пор и по настоящее время – почти 30 лет – Тамара Николаевна работает преподавателем начальных классов в СШ № 1 г.Дрогичина, и все эти годы она трудится в одной неизменной и неразрывной связке с воспитателем группы продленного дня Любовью Николаевной Ярощик. Более того: нынче уже их бывшая выпускница Юлия Анатольевна Грицук, получив соответствующее образование, вернулась в родную школу в качестве педагога. И сейчас под руководством своих наставников – педагогов высшей квалификационной категории Ярощик и Масальской – молодой специалист набирается опыта и совершенствует свое профессиональное мастерство, продолжая связь поколений и подтверждая истину, что настоящий Учитель прикасается к вечности: никто не может предугадать, когда начинается его влияние и где оно заканчивается.

Путь в профессию

У моих собеседниц – Тамары Николаевны Масальской и Любови Николаевны Ярощик – нет громких наград и званий. Они – обычные педагоги, которые многие годы работают с учениками начальных классов и достойно выполняют свою нелегкую миссию: научить ребенка читать, писать, считать… Каждого – вне зависимости от его стремления, способностей, мотивации! А еще – развить интерес своих учеников к знаниям, привить им трудолюбие и много других нужных и важных качеств, которые станут для них правильным ориентиром в дальнейших делах. Как им это удается?

Тамара Николаевна Масальская рассказывает, что работать в СШ №1 г. Дрогичина она пришла в 1987-м году, и первое время, выстраивая отношения с детьми и их родителями, она нередко вспоминала свою первую учительницу Марию Григорьевну Ярошевич, копировала ее наглядные пособия, использовала ее методы и приемы, где в центре внимания всегда был ученик и его лучшие качества, которые следовало всячески поощрять, поддерживать и развивать. А потом появился и свой педагогический почерк, свои методические наработки, где неизменной оставалась главная задача: создать в классе атмосферу добра и радости, научить ребенка учиться и в максимальной мере раскрыть его таланты и способности…

Многие десятилетия свои педагогические принципы Тамара Николаевна реализует в тандеме с коллегой-единомышленницей, воспитателем группы продленного дня Л.Н. Ярощик, у которой тоже был свой путь в профессию.

В 1981 году Любовь Николаевна окончила педучилище и была направлена работать в Заплесскую малокомплектную школу, где урок приходилось вести сразу в трех классах. В той ситуации, как вспоминает учитель, чтобы удержать внимание разновозрастных детей, нужно было иметь не только уверенные специальные знания, но и совмещать их с навыками рукодельницы, режиссера-постановщика утренников и праздников, психолога и т.д.

Своим наставником в педагогике Л.Н. Ярощик считает бывшую учительницу Липникской СШ Александру Феодосьевну Морголь. Не один раз, когда после занятий в своих сельских школах они на рейсовом автобусе возвращались домой, в Дрогичин, опытный педагог говорила своей молодой коллеге: «Запомни раз и навсегда: для родителей ребенок – самая большая ценность, и для них он всегда хороший. Поэтому относись к детям с любовью, как хотела бы, чтобы относились к тебе и твоим близким – и тогда все у тебя будет нормально».

Потом Любовь Николаевна Ярощик из сельской школы перевелась работать в СШ № 1 г.Дрогичина, и сюда же, на свое прежнее место, после декретного отпуска вернулась Тамара Николаевна Масальская. С тех пор они трудятся в одной команде, и, как уверяют педагоги, даже в администрации школы поняли, что их разделять нельзя, что они сильны вместе. Что же делает их такими?

Сила – в знании и единстве подходов к обучению и воспитанию

«В нашем нынешнем 3 «Г» классе – 26 учеников, и мы хорошо понимаем, что работаем на общее дело, а потому стараемся дополнять друг друга, восполняя таким образом возможные пробелы и упущения в обучении и воспитании детей», – рассказывают мои собеседницы. Учитель Т.Н. Масальская трудится в первой половине дня, воспитатель «продленки» Л.Н. Ярощик – во второй, но, передавая детей друг другу, они обязательно встретятся, обсудят, кто из учеников упустил и не усвоил тему, кто меньше работал на уроке и кому надо больше внимания уделить в группе.

А еще в учебно-воспитательный процесс они активно вовлекают родителей. Начиная с первого класса, проводят совместные классные мероприятия: праздник осени, рождественские встречи, увлекательные спортивные соревнования…

«Вначале участвуют немногие из мам и пап, определенное время некоторые из них просто присматриваются ко всему, а потом к нашему триединому союзу – дети, педагоги, родители – примыкает все большее количество людей. А главное, такие совместные мероприятия очень нравятся детям, – рассказывают педагоги 3 «Г» класса. И вспоминают недавний случай: проводили семейные спортивные состязания, и мама одного из мальчишек не смогла участвовать. Ребенок вначале очень расстроился, а потом все вместе нашли выход: в команде с ним выступила его бабушка.

Сейчас в общих планах Тамары Николаевны и Любови Николаевны – подготовка традиционного новогоднего утренника и необычного мероприятия под названием «23 плюс 8», которое будет проводиться совместно с учениками и их родителями. «И, что немаловажно, во всех передовых педагогических начинаниях нас поддерживает администрация школы и лично заместитель директора по учебной части Руслана Николаевна Ляховчик», – подчеркивают педагоги начальных классов.

Педагоги Ю.А. Грицук, Т.Н. Масальская и Л.Н. Ярощик с учениками 3 «Г» класса
Педагоги Ю.А. Грицук, Т.Н. Масальская и Л.Н. Ярощик с учениками 3 «Г» класса

Под стать наставникам

В текущем году коллектив СШ № 1 г.Дрогичина пополнила молодой специалист Юлия Анатольевна Грицук. Она – бывшая ученица Т.Н. Масальской и Л.Н.Ярощик, под их руководством проходила ознакомительную практику и после окончания педагогического колледжа пришла работать воспитателем группы продленного дня. Официальным приказом ее наставником была назначена Любовь Николаевна, но, как и в остальных делах, эту миссию она выполняет вместе с Тамарой Николаевной.

Чему же стараются научить опытные педагоги молодого специалиста?

– Вначале, как только пришла в школу, было волнение о том, как я войду в класс, как буду налаживать отношения с детьми. И мои наставники садились рядом со мной и по полочкам раскладывали, с чего нужно начинать, к чему следует быть готовой, как решать проблемные ситуации. К примеру, если ребенок нашалил или получил плохую оценку – ему необходимо доступно и понятно объяснить, где и в чем он провинился или недоработал и что ему нужно сделать для того, чтобы исправить положение…

Да и наш заместитель директора по учебной части Руслана Николаевна Ляховчик всячески содействует тому, чтобы я посещала методические и показательные мероприятия для молодых специалистов, смотрела, училась, набиралась опыта, – рассказывает Ю.А. Грицук.

– А со временем и у меня появилась профессиональная уверенность, тем более что в педагогическом колледже я была неплохой ученицей. За время учебы я накопила богатый вспомогательный материал, и сейчас, бывает, готовимся в классе рассматривать новую тему – а у меня – раз! – и готовое наглядное пособие имеется, – радуется Юлия Анатольевна.

При этом, по признанию молодого специалиста Ю.А. Грицук, которая сейчас заочно продолжает обучение в Минском педуниверситете по своей же специальности – учителя начальных классов – ей еще многому хотелось бы научиться. И в первую очередь – видеть в каждом ребенке солнышко и самой быть светом для тех, кого тебе доверили. А еще – высоко и достойно нести звание педагога, как это многие годы получается у ее любимых наставников – Любови Николаевны Ярощик и Тамары Николаевны Масальской…

А впрочем, ее время – еще впереди. Ведь будущее – за молодыми, и многолетним опытом подтверждается, что хорошие учителя, как правило, растят и воспитывают достойных последователей.

Галина ШАФРАН

Фото Ивана ЛЕОНЧИКА

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

В Дрогичинском районе стартовала акция “От всей души”

Сегодня, в рамках акции "От всей души" заместитель председателя...

Дом, в который хочется вернуться

Время неумолимо бежит вперед. Проходят годы, десятилетия, века… Меняются...

Как прошел новогодний бал во Дворце Независимости. Яркие детали и подробности праздника

В преддверии новогодних и рождественских праздников Зал торжественных церемоний...

Пособия семьям с детьми. Об изменениях и новациях рассказали в Минтруда и соцзащиты

Правительством внесен ряд изменений, касающихся государственных пособий семьям, воспитывающим...