Государство предоставило гражданам широкие полномочия по защите своих прав и интересов. Обратиться в госорган теперь можно различными средствами: от телефонного звонка до интернет-приемных. Приемы граждан, «прямые телефонные линии» дают возможность оперативного реагирования на насущные проблемы граждан. Качество решения вопроса, и то, насколько заявитель будет удовлетворен ответом, зависит, в первую очередь, от компетентности чиновника, в ведении которого находятся решаемые вопросы. Но иногда стоит подумать: а по адресу ли мы обращаемся?
Изучая вопрос работы с обращениями граждан, я натолкнулся на любопытное обстоятельство: на рассмотрение местных органов власти ежемесячно приходит значительное количество обращений граждан, направленных “сверху”, из областных и республиканских структур. Вот как эту ситуацию прокомментировал управляющий делами райисполкома Александр Тынкович:
– По сути и по закону граждане имеют право обращаться в орган любого уровня. Но система рассмотрения обращений построена таким образом, что проблема будет первоначально решаться на том уровне, в компетенции которого находится тот или иной вопрос и в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой он возник. Проще говоря, если человек решил сразу обратиться в облисполком или в Администрацию Президента, то он должен понимать, что для непосредственного решения обращение все равно будет направлено на уровень райисполкома. И кроме лишней волокиты и переписки это ничего не даст. Прекрасно понимаю, что не все вопросы оперативно и качественно удается решить. На это есть две основные причины: либо заявитель просит то, что ему не положено по закону, либо чиновник недостаточно глубоко вник в проблему. В случае несогласия с ответом предусмотрен порядок обжалования. Если вас не удовлетворило решение вопроса на уровне сельсовета, вы можете обратиться в райисполком, если на уровне райисполкома – в облисполком. Конечной инстанцией в спорной ситуации является суд. Хочу отметить, что гражданам необходимо внимательно читать полученные ответы. Порядок обжалования в них разъясняется в случае отказа в удовлетворении обращения.
И еще два момента, на которые хотелось бы обратить внимание. Во-первых, по вопросам оказания материальной помощи необходимо обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома. И второе: часто в Администрацию Президента поступают обращения, в которых содержится несогласие с решениями суда. Напоминаю, что подобные обращения могут быть рассмотрены только вышестоящими судебными инстанциями.
Геннадий КОНСТАНТИНОВ