Мы, зрители, знаем в лицо многих артистов городского Дома культуры: ведущих концертных программ, певцов, танцоров. Будем искренними: в первые секунды появления на сцене конферансье или же исполнителя мы не столько вслушиваемся в текст или песню, сколько всматриваемся в его наряд. Костюм во многом предопределяет успех номера, создает характер и настроение. Однако немногим из нас знакомо имя человека, который одевает артистов.
Костюмер Валентина Александровна Молодая за происходящим на сцене действом обычно наблюдает с балкона. Придирчиво оценивает, насколько наряды артистов вписываются в канву номера, в сюжет танца, насколько ярко и харизматично выглядят в них исполнители.
«Не было бы счастья, да несчастье помогло», – смысл этой пословицы стал понятен Валентине Александровне десять лет назад. Сказать, что она расстроилась, узнав о предстоящем сокращении на работе, – ничего не сказать. Казалось, из-под ног выбили землю, на которой она надежно стояла и была счастлива. Валентина Александровна из тех людей, которые сильно привязываются к месту работы. Окончив Брестское профессионально-техническое училище, она устроилась в швейное ателье комбината бытового обслуживания населения в родном Дрогичине. Шила верхнюю женскую одежду и даже мысли не допускала о том, что из ателье когда-нибудь придется уйти.
Шить Валентину научила мама. Она работала фельдшером на скорой помощи, в поликлинике, а вечерами и в выходные дни садилась за швейную машинку или же брала в руки вязальные спицы: шила, вязала наряды для детей. Делала она это не только по зову души, но и потому что купить одежду в магазинах было трудно. Слово дефицит знал и стар и млад. Впрочем, добыть хорошую ткань также было делом непростым. Ткани «доставали», привозили из Польши.
Валентина поначалу шила крошечные наряды для кукол, потом попробовала и для себя – простенькую юбочку, кофточку. Она уже и не помнит, как выглядели те первые самостоятельно пошитые незамысловатые вещицы для девичьего гардероба. Зато в памяти навсегда осталось свадебное платье, которое она, еще не имея опыта, пошила своей подружке. В том платье замуж выходили и остальные подруги Валентины Александровны, и она сама. Девчата даже заметили удивительную закономерность: у всех, кто расписывался в свадебном платье «от Валентины», родились мальчики. Двое сыновей появились на свет и в семье Валентины Александровны.
Молодой она стала, выйдя замуж. Фамилия мужа была одновременно красивой и необычной. Будущий свекор Валентины Александровны приехал в Дрогичин после Великой Отечественной войны из Горок. Он много лет преподавал начальную военную подготовку в местной школе. Свекровь предупредила Валентину: «Пока сама молодая – и фамилия нормально будет людьми восприниматься, а станешь постарше – без шуток не обойдется».
– Помню, в Пинске, в роддоме, медсестра в палату заглядывает, говорит: «Молодую к телефону!» А женщины в ответ: «Да тут все молодые, старые не рожают», – улыбаясь, вспоминает один из курьезных жизненных случаев Валентина Александровна.
На работу в городской Дом культуры она приходит к восьми утра. Тогда, десять лет назад, Валентина Молодая ухватилась за должность костюмера, словно за соломинку, чтобы остаться в профессии и быть нужной людям. Переживала очень: а вдруг не получится? Коллектив незнакомый, творческий, шить для артистов, для сцены – совсем другое дело, чем для заказчиков в ателье. Пришла с открытым сердцем и прижилась, стала своей. Конечно же, многие костюмы покупаются на фабриках, но многие приходится шить и Валентине Александровне – так дешевле.
– Приняли меня в Доме культуры хорошо. Коллектив дружный, много молодежи. С такими людьми и себя чувствуешь моложе. Не бывает так, чтобы каждый занимался только своей работой. Все делаем вместе, сообща. Например, нужно подготовить спектакль к Новому году. Все заняты созданием костюмов: кто-то в компьютере что-то подходящее нашел, кто-то сам придумал, предлагают, обсуждаем, примеряем, оцениваем. У нас здесь такое творится!.. – Валентина Александровна весело указывает на помещение костюмерной, где сейчас тихо и немножечко пустынно.
Костюмы и швейное оборудование находятся в других комнатах. Поначалу Молодая переживала, что не сумеет запомнить названия костюмов и их месторасположение на вешалках. Но освоилась быстро и уже давно чувствует себя настоящей хозяйкой в костюмерной, которую правильнее было бы назвать творческой мастерской. Любой костюм сначала коллегиально создается, а потом всеми дружно – директором Дома культуры Татьяной Ивановной Ильютко, ее заместителем, художественными руководителями коллективов – оценивается.
– Сценический костюм должен быть ярким, запоминающимся. Костюмы для танцевального коллектива – отражать характер танца, определенную эпоху или национальный колорит. Наши артисты не капризничают, если нужно, то и десять примерок выдержат, только бы наряд соответствовал задумке, мог впечатлить зрителя, – говорит Валентина Александровна, показывая костюмы для ведущих, цыганские, венгерские наряды для танцоров, расписные сарафаны.
В прошлом году районным отделом идеологической работы, культуры и по делам молодежи для костюмерной городского Дома культуры были приобретены новая швейная машинка и оверлок, а три года назад – стиральная машина-автомат. После выступления Валентина Молодая внимательно осматривает каждый костюм, при необходимости ремонтирует его, стирает, гладит. Как фельдшер скорой помощи, спешит она к артисту, если перед выходом на сцену случается какая-либо неприятность с костюмом. Она подгоняет наряды по фигуре, следит, чтобы нигде предательски даже коротенькая ниточка не висела. Словно о малых детях, заботится костюмер о тех, кто выходит на сцену. «Они в ответ меня заряжают своей молодостью, хорошим настроением, оптимизмом. С ними забываешь, сколько тебе лет», – не скрывает Валентина Молодая.
Особенно ей нравится работать с детьми, которые приходят в неописуемый восторг, узнав, что для них сшили новые костюмы. Да и создавать пышные, веселые наряды из юбочек, подъюбничков, с бантиками, рюшечками – одно удовольствие. Немало детишек выступает в танцевальных коллективах городского Дома культуры. А фантазия хореографа Ирины Антоновны Цыганчук даже опережает возможности Дома культуры по созданию новых нарядов для маленьких танцоров.
…Наблюдая с балкона за танцующими на сцене детьми, Валентина Александровна Молодая переживает не только за костюмы. Среди юных артистов – две ее внучки: двенадцатилетняя Александра и восьмилетняя Полина. Старшую еще в детсадовском возрасте она отдала в умелые руки Ирины Цыганчук, а Полинка решила заняться танцами по примеру сестры. Валентина Александровна и сама в юные годы танцевала на сцене городского Дома культуры. Их танцевальный коллектив состоял из четырех пар, исполняли народные танцы, выступали по району и даже в Минске. Валентина Александровна тогда работала в швейном ателье КБО.
И хотя коллеги по Дому культуры нет-нет, да и намекнут, что неплохо было бы Александровне попробовать себя на сцене, она категорически отказывается. Улыбается: «В каком качестве? Певицы? Так ведь к пению Бог таланта не дал. Человек должен заниматься тем, к чему у него талант».
Дома она очень редко садится за швейную машинку. Кроить и шить наряды для себя, для внучек нет необходимости: нынче продается много готовой, очень красивой, одежды. В свободное время Валентина Александровна с удовольствием занимается цветами, комнатными вазонами. На своем небольшом подворье она выращивает немало ярких, красивых цветов, особенно же любит розы.
Нина ТКАЧУК
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА