В конце прошлого года на аэродроме «Липки» распахнул свои двери обновленный Музей авиации и космонавтики, а в нем – два первых в Беларуси павильона «Космос». Музей и павильоны разместились в 500 метрах от Минской кольцевой автодороги. Раньше они базировались на аэродроме «Боровая», но в связи с застройкой территории вынуждены были передислоцироваться на аэродром «Липки». Это событие, а также масштабная экспозиция техники были приурочены к 90‑летию Минского аэроклуба ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца. Минский Центральный аэроклуб был основан в 1934 году ОСОВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Тогда об авиации мечтали, пожалуй, все молодые люди. Освоив азы летного дела в аэроклубе, можно было дальше строить карьеру в авиации. После подготовки и обучения в аэроклубе большинство призывников проходили военную службу в воздушно-десантных войсках и Военно-воздушных силах.
С аэроклубом связана и жизнь его нынешнего руководителя –полковника в отставке Николая Мочанского, который тринадцать лет добивался воплощения своей юношеской мечты стать военным летчиком и услышать заветное: «Взлет разрешаю!» И добился, став летчиком, кажется, навсегда! Несмотря на возраст, он, летчик первого класса, до сих пор поднимается в небо – обучает будущих военных летчиков и спортсменов-летчиков Беларуси. Мечта мальчика из дрогичинской деревни Белинок стала реальной и повседневным делом его жизни. Он летает на 9 типах воздушных судов, имеет общий налет более 9000 часов, в том числе в 2024 году – 435 часов, из них 5850 часов в качестве инструктора. Подсчитано, что более 370 суток провел в небе. У него редкий в Беларуси статус летчика-испытателя самолетов и вертолетов и летчика-инструктора, который подготовил более 100 летчиков.
Сегодня аэроклуб – это учебно-спортивное учреждение республиканского государственно-общественного объединения ДОСААФ Республики Беларусь. Он в авангарде создания и развития национальной школы подготовки летчиков. В нем осуществляется летная подготовка не только военных, но и гражданских пилотов нашей страны. В условиях жестких санкций к Беларуси Николай Петрович сумел организовать закупку новых типов авиационной техники для подготовки на ней курсантов-пилотов. В 2026 году в республике появятся первые пилоты гражданской авиации.
Родился Николай в деревне Белинок Дрогичинского района. Непростым было для него детство в многодетной семье. Кроме него, самого младшего, в ней подрастали три сестры и брат. Не успел он окончить восьмой класс, как умерла мать. Казалось бы, что, лишившись духовной опоры и материнской ласки, юноша замкнется, не сможет отойти после самой тяжелой потери. Но именно изнурительный сельский труд сформировал и закалил его характер. Природа наделила его даром трудолюбия и общения с людьми, смекалкой, хваткой и любовью к небу. Бывший директор Белинской школы Петр Подлужный вспоминал, что Николай отличался любознательностью и постоянным желанием сделать что-то доброе, полезное. Юноша с шестого класса бессменно руководил школьным отрядом «Зарница», а с девятого класса являлся секретарем комсомольской организации школы. И уже тогда зародилась мечта всей жизни – стать летчиком…
Но из-за каких-то двух недостающих сантиметров роста он не прошел медицинскую комиссию перед поступлением в Ейское высшее авиационное училище. А судьбу с авиацией все-таки связал, окончив с отличием Калининградское военное авиационно-техническое училище. Его опорой в этот период стал кинофильм «В бой идут одни «старики», герои которого навсегда вошли в жизнь Николая Мочанского и еще раз вселили уверенность в осуществлении будущей мечты. После учебы Николай Петрович служил техником по электронному оборудованию самолетов МиГ‑21 и МиГ‑23 в одном из истребительных авиаполков в Южной группе войск в Венгрии. Сослуживцы вспоминали, как молодой техник добивался разрешения на прыжки с парашютом. Командование полка тогда поразила не просто мечта, а неудержимое рвение молодого человека в небо. И, как редчайшее исключение, ему разрешили прыгать. В дальнейшей офицерской службе особое трудолюбие, такая целеустремленность и настойчивость, рвение и напористость лейтенанта привели к тому, что он сначала был избран комсомольским вожаком отдельного батальона связи авиационной дивизии, позже – комсоргом истребительного авиаполка. Одновременно молодежному вожаку пришлось заочно учиться в Курганском высшем военно-политическом авиационном училище.
В 1980 году Николай Петрович вернулся в родную Беларусь. Служил в отдельном истребительно-бомбардировочном авиационном полку в Бобровичах, а потом в Минске в политотделе 26‑й Воздушной армии. В столице действовал аэроклуб ДОСААФ, в котором можно было еще больше реализовать себя. Сколько раз он приходил к руководству аэроклуба, просил, убеждал и доказывал, что сможет летать. Вопреки законам неба, ему пошли навстречу. Четыре года без отпусков и выходных офицер готовился и летал. Даже отказался от госпитализации после неудачного прыжка с парашютом, когда повредил кисти рук.
В Сызранском высшем военном авиационном училище летчиков Мочанский сдал экзамены экстерном на отлично – путь в небо для него стал открыт. Это был уникальный случай в ВВС Вооруженных Сил Советского Союза, когда армейский комсомольский работник, совершивший уже 300 прыжков с парашютом, был летчиком 3‑го класса. Как правило, комсорги не летали. На одном из комсомольских форумов в Москве, вручая капитану Николаю Мочанскому памятный подарок, трижды Герой Советского Союза Маршал авиации Александр Иванович Покрышкин не удержался и обнял его.
Со временем сослуживцы признали Николая Мочанского перспективным летчиком. Поэтому никого не удивило назначение офицера заместителем командира 66‑й смешанной отдельной авиационной эскадрильи по политической части. Авиачасть базировалась на военном аэродроме «Липки», что в двух километрах от микрорайона Степянка. Она выполняла ответственные специальные задачи по обеспечению деятельности командования и штаба Краснознаменного Белорусского военного округа. Николай Мочанский не только служил, но и вникал в суть проблем подчиненных, находил время их решать.
Окончив Военно-политическую академию имени В. И. Ленина в 1989 году, Николай Петрович направился в Западную группу войск на должность начальника политотдела 485‑го отдельного боевого вертолетного полка, базировавшегося недалеко от Лейпцига. А через некоторое время он становится начальником штаба 337‑го отдельного боевого вертолетного полка. Долгое время потом исполнял обязанности командира этой воинской части. Николай Мочанский многое пережил при выводе его полка из Германии в город Бердск, что в Сибири. Это была целая эпопея. В 38 лет ему предложили командовать полком, но он уволился в запас.
Спустя 17 лет, в 1997 году, Николай Петрович Мочанский вернулся в родной аэроклуб, находившийся в запущенном состоянии. Авиационная техника стояла на приколе. Летали считанные самолеты и вертолеты, большинство из них требовало капитального ремонта. Финансов не хватало. Не получая достойной оплаты, специалисты уходили в поисках лучшей доли.
Прошло еще 27 лет. За этот период аэроклуб воспитал тысячи патриотов своей страны, тысячи юношей и девушек совершили здесь свой первый прыжок с парашютом, стали спортсменами-разрядниками, неоднократно завоевавшими звание чемпионов мира по высшему пилотажу на самолетах, по вертолетному и парашютному спорту.
А сколько физических и духовных сил он вложил в создание уникального и первого в Беларуси Музея авиационной техники. Кстати, именно с этой идеей Николай Мочанский пришел в аэроклуб во второй раз: он предвидел, что, если не проявить инициативу, упустить время, летопись славной авиации вчерашнего дня быстро забудется. Нашлись энтузиасты в далеком 2000 году, которые, казалось бы, нереальную идею превратили в дело государственного значения. Вместе с единомышленниками Николай исколесил всю республику – бывшие авиационные гарнизоны и полигоны, в которых находились порой никому не нужные бывшие боевые машины. Экспонаты для музея доставлялись со всех уголков нашей страны, некоторые и вовсе возили в республику из стран ближнего зарубежья. В их числе учебно-тренировочный самолет ЯК‑18, на котором учился летать первый летчик-космонавт в мире, Герой Советского Союза Юрий Гагарин. Их надо было не только перевезти в Боровую, но и восстановить, реставрировать. Сначала на «Боровой» в музейном парке было 29 самолетов и вертолетов различных модификаций. Ну а потом было еще одно испытание на прочность нашего героя – передислокация аэроклуба в Липки, где он когда-то служил офицером.
Советский летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Коваленок, который считает Николая своим духовным родственником, в беседе со мной отметил: «Без такого энтузиазма и стремления, силы воли и самоотверженности, как у Николая Мочанского, не было бы обновленного музея. Не каждая постсоветская республика имеет такое. А ведь это все для потомков и будущего поколения моей родной Беларуси». По словам Николая Петровича, обновленный музей авиационной и космической техники уникален в том, что это единственный такой масштабный музей в нашей стране. Сегодня в нем 52 летательных аппарата: космических и самолетных. Каждый из них имеет свою богатую историю.
У летчика трое сыновей. Старший, Алексей, – бывший военный летчик, подполковник запаса, мастер спорта международного класса, член сборной Беларуси по вертолетному спорту, летчик авиакомпании «Белавиа». Средний, Валерий, – предприниматель, имеет более 2000 прыжков с парашютом, кандидат в мастера спорта. Младший, Николай, – учится на 4‑м курсе Белорусской государственной академии авиации и готовится в этом году стать одним из первых пилотов гражданской авиации страны. Они могут гордиться своим отцом-патриотом и его личной храбростью. Во время одного из полетов на вертолете загорелся двигатель, и Николай Мочанский не растерялся, а посадил горящий вертолет на землю, уведя его от жилых домов. За профессиональное мастерство, личный вклад в развитие авиационных видов спорта в Республике Беларусь полковник в отставке Николай Мочанский Указами Президента Республики Беларусь награжден в июле 2010 года орденом Почета, а в сентябре 2018 года за исключительную отвагу и личную храбрость, проявленные при исполнении гражданского долга, служебных обязанностей, самоотверженные поступки, совершенные в экстремальных обстоятельствах, смелые и решительные действия в обстоятельствах, связанных с риском для жизни награжден орденом «За личное мужество».
Почти вся жизнь Николая Петровича оказалась соткана из взлетов, полетов и посадок. О таких людях хочется рассказывать другим и восхищаться тем, что они сделали для родной Беларуси. Назвать их патриотами белорусской земли – это мало. Они способны сохранять бессрочную свежесть, ясность, стремление и поиск новых свершений, чтобы занять достойное место в истории своего народа. 27 февраля Николаю Петровичу исполнится 70 лет, но, несмотря на такую почтенную цифру, наш герой полон жизненной энергии, новых сил и идей.
Желаем ему здоровья с избытком, неиссякаемой энергии, стабильности на всех направлениях деятельности и вдохновения на каждом жизненном шагу! А заветное «Взлет разрешаю» пусть продолжает звучать в его летном шлемофоне!
Леонид ПРИЩЕПА,
полковник в отставке.
Фото предоставлено автором материала.