Стать жертвой мошенников может любой человек, но чаще всего на удочку попадаются пенсионеры. Злоумышленники умело заговаривают пожилых людей по телефону, убеждают в своей правоте, и те отдают им свои сбережения. Развод на деньги в Интернете – еще один из излюбленных злоумышленниками методов обмана стариков.
Людьми преклонного возраста легко манипулировать. Они наивны и доверчивы, их проще ввести в заблуждение, запугать. Кроме того, пенсионеры плохо разбираются в новых технологиях, не могут проверить информацию в Интернете. А еще людям преклонного возраста, не привыкшим пользоваться банкоматами и картами, ничего не стоит выдать секретные данные для доступа к счету. Пожилые люди привыкли безоговорочно доверять каждому, кто произнесет «соцслужба», «милиция», «собес».
Мошенники всегда убедительны и могут ввести в заблуждение даже самого подозрительного пенсионера, если поступает звонок в мессенджере с анонимного номера или номера, схожего с номером милиции. Нередки случаи, когда звонивший может представиться сотрудником милиции или Следственного комитета, при этом называет фамилию, имя и отчество реально существующего сотрудника и предлагает поучаствовать в спецоперации по поимке преступников из банка. При этом злоумышленник убеждает человека перевести деньги на расчетный счет, который он ему предоставит. По легенде «лжемилиционера» – это необходимо для того, чтобы, когда сотрудник банка будет осуществлять их снятие, его задержали с поличным. При этом потерпевшего убеждают в том, что деньги, взятые в кредит, будут возвращены без начисления каких-либо процентов за пользование. При этом собеседник никаких личных данных у человека не спрашивает и все время акцентирует внимание на том, что в республике в настоящее время совершается очень много звонков от интернетмошенников. Затем «лжемилиционеры» переключают потерпевшего на якобы сотрудника «Ассоциации белорусских банков» для того, чтобы заблокировать открытый на его имя кредит, и в этот момент уже данный сотрудник начинает уточнять паспортные данные либо выманивать реквизиты банковской платежной карты, чтобы в дальнейшем осуществлять доступ к его расчетному счету и совершать хищение денежных средств.
Обращаю внимание, что сотрудники правоохранительных органов никогда не предлагают гражданам участвовать в каких-либо операциях и не осуществляют переключение на сотрудников банков.
Во всех ситуациях, когда вам звонят по телефону и уточняют какую-либо личную информацию (реквизиты паспорта, банковской карты и т.п.) необходимо положить трубку и самому перезвонить в банк или милицию.
Ирина Орлова, старший
инспектор профилактики ООПП,
майор милиции.