В прошлом выпуске «районки» (№ 15 от 19 апреля) вышла публикация о нашем путешествии с автолавкой Дрогичинского райпо в деревни Дроботы и Сороцни Дрогичинского сельсовета. В ней рассказывалось о проблемах и пожеланиях сельских жителей с последующими комментариями председателя сельисполкома и руководителей организаций, в чьей компетенции было ответить на поступившие от граждан вопросы. Сегодня мы продолжим повествовать о нашей поездке в сельскую глубинку с автолавкой в такие деревни, как Белая и Микитск Бездежского сельсовета, куда автомагазин отправился после того, как побывал у покупателей деревни Сороцни.
Двигаясь из Сороцней по гравийной лесной дороге, автолавка выезжает на асфальтированную дорогу местного значения Н‑655, ведущую в сторону деревни Белая. Минуя транзитом этот населенный пункт по улице Новоселов, плавно переходящей в местную автодорогу Н‑667, автолавка доезжает до деревни Микитск.
Пожелания и жалобы из Микитска
В Микитске автолавка совершает остановку в центре деревни на перекрестке улиц 30 лет Победы и 8 Марта. Всего в этой деревне проживают 72 человека, из которых около 15 жителей посещают магазин на колесах. Так, нашими первыми собеседниками у автомагазина стали Ольга Антоновна Шуляк, Зинаида Климентьевна Зинович и учащаяся 11 класса Бездежской средней школы Александра Гац. Первый вопрос, который озвучили сельчане, касался уличного освещения.
– Всего четыре фонаря горят на всю деревню. На каждой улице по одному. Но так же не должно быть, их необходимо установить больше, – замечает Ольга Шуляк.
Юная покупательница Александра поделилась, что в деревне и ее окрестностях часто можно встретить бродячих собак, что ей очень не нравится.
Поддержала разговор о недостаточном уличном освещении по деревне и жительница улицы Ивановской Надежда Семеновна Мазур.
– По одной части деревни поменяли линию электропередачи, и они могут подключить свои дома к электроотоплению, а вот жителям улицы Ивановской и 8 Марта линию электропередачи не меняли, и выходит, что по их линии не хватает мощности, чтобы провести к себе в дома электроотопление, – озабоченно рассказывает Надежда Мазур.
– Да, я тоже хотела бы провести электроотопление, но из-за устаревшей ЛЭП это невозможно, – сказала жительница улицы 8 Марта Валентина Васильевна Пландовская.
Валентина Пландовская также выразила свое недовольство по поводу ремонта дороги по улице 8 Марта, говоря, что дорожная служба усыпала ее утилем…
Еще жители Микитска просят власти района поспособствовать тому, чтобы по дороге местного значения Н‑655, соединяющей Дрогичинский район с Ивановским в направлении деревни Сычево, в лесу положили асфальт.
– Эта дорога очень востребована. Всего 4 километра «гравийки» через лес отделяют участки асфальтобетонных дорог соседствующих районов, – говорят сельчане.
В общении с нами жители Микитска затронули и проблему автобусного сообщения. В частности, по словам одной из собеседниц, к ним в деревню по вторникам не заезжает автобус, поэтому сельчанам приходится добираться в соседние деревни Белую или Завершье, чтобы попасть на автобус.
Услышали мы от жителей Микитска и пожелания того, чтобы в месте остановки автолавки был оборудован крытый пункт ожидания. Выслушав проблемы сельчан, вслед за автолавкой тем же маршрутом мы отправились обратно в деревню Белая.
Молчаливая Белая
Численность населения Белой составляет 85 человек. Автолавка здесь останавливается на улице Новоселов в районе автобусной остановки и обслуживает максимум до 10 человек. Однако в этот день магазин на колесах посетила лишь одна жительница деревни Лидия Николаевна Вакульчик. Беседуя с ней, мы узнали: острых проблем в Белой нет и дороги в деревне подсыпаны.
– Во вторник, пятницу и воскресенье к нам приходит автобус. В другие дни приходится проделывать путь на остановку к перекрестку, дороги от которого ведут в сторону Завершья и Белой. Ходит автобус утром и вечером, но было бы еще очень хорошо, чтобы автобус заезжал к нам и в обеденное время, – высказала пожелание Лидия Вакульчик.
Несмотря на то, что стационарного магазина в Белой нет, автолавку здесь посещает немного жителей деревни. Как отмечает водитель автомагазина Геннадий Угляница, у многих трудоспособных жителей Белой имеются свои личные автомобили и им не составляет труда съездить в торговые объекты того же соседнего Завершья.
– А вот для пенсионеров отсутствие магазина превращается иногда в целую историю. Поэтому автолавка для такой категории населения особенно необходима, – подчеркнул Геннадий Евгеньевич.
Попрощавшись с Лидией Вакульчик, продавцом и водителем магазина на колесах, мы отправились в обратный путь, а автолавка уверенно продолжила маршрут, спеша к своим покупателям в Кремно, Дубровки, Заклетенье и Кокорицу.
Компетентный комментарий
С насущными заботами и проблемами жителей деревни Микитск и Белая мы обратились за компетентными ответами к председателю Бездежского сельисполкома Инессе Колосей и представителям соответствующих организаций и служб.
На возмущения жителей Микитска по поводу недостаточного уличного освещения Инесса Алексеевна ответила, что в настоящее время идет замена фонарей на энергосберегающие, после чего в Микитске добавится новое освещение по всем улицам.
Начальник Дрогичинского района электросетей Геннадий Момотюк дополнил, что количество светоточек по каждому сельскому населенному пункту определяется руководством сельского исполнительного комитета.
– Сейчас по району ведется замена и дополнительная установка светильников. Если сельисполком как заказчик попросит поставить в том или ином населенном пункте дополнительные светодиодные светильники, то, разумеется, мы их установим, но самостоятельно электросети этого делать не имеют права, – сказал Геннадий Витальевич.
На беспокойства Надежды Мазур и Валентины Пландовской по поводу подключения к электроотоплению руководитель Дрогичинского РЭС ответил, что реконструкция ЛЭП под электроотопление в Микитске не проводилась, за исключением периодических капитальных ремонтов линии электропередачи в этой деревне.
«Большинство населения желает подключиться к электроотоплению, однако в одном месте мы не можем этого позволить, а кое-где, конечно, мы планируем провести реконструкцию, но это не означает, что она сразу будет сделана по всему району. Если же человек хочет индивидуально подключиться к электроотоплению, то по каждому объекту и адресу нужно разбираться отдельно. Однако хочу напомнить, что электроотопление возможно подключить только при наличии документов на дом и техпаспорта, – подчеркивает Геннадий Момотюк. – Сама процедура подключения к электроотоплению начинается с того, что человек должен обратиться в электросети, а если человек в преклонных годах, то за него это могут сделать его дети с целью оформления опросного листа по технической возможности использования электроэнергии для целей электроотопления. Что касается волнений Надежды Мазур и Валентины Пландовской, то, по имеющейся у нас базе данных, обращений в Дрогичинский район электросетей за технической возможностью электроотопления от этих жительниц не поступало».
***
Прокомментировала Инесса Алексеевна и озвученную проблему бродячих собак, ответив, что по заявкам сельисполкома их отловом занимается Дрогичинское ЖКХ.
***
На жалобы Валентины Пландовской по поводу ремонта улицы 8 Марта в деревне Микитск мы обратились за комментарием к начальнику ДРСУ‑177 Александру Остапчуку.
– Ввиду разрушения асфальтного покрытия по улице 8 Марта в местах, где были глубокие выбоины, производилась их подсыпка смесью отсева со щебнем. Данный материал не является отходом, как это утверждает жительница улицы 8 Марта.
***
На просьбу сельчан положить асфальт на лесном участке, примыкающем к дороге Н‑655, которая соединяет Дрогичинский район с Ивановским, председатель сельисполкома Инесса Колосей ответила, что данный участок дороги с гравийным покрытием поддерживается в нормальном состоянии и регулярно грейдируется ДРСУ‑177.
– Асфальт хотелось бы положить в первую очередь по всем улицам населенных пунктов, где он будет более востребован, а не в лесном массиве, – подчеркнула председатель.
Этот же момент прокомментировал и начальник ДРСУ‑177, который отметил, что данная дорога не вошла в Государственную программу по ремонту дорог на 2024 год.
– В связи с чем устройство асфальтобетонного покрытия на данном участке в настоящее время не представляется возможным, – сказал Александр Леонидович.
***
Председатель Бездежского сельисполкома Инесса Колосей прокомментировала, что поступившая от жителей Микитска просьба об устройстве крытого пункта ожидания автолавки в их деревне находится на контроле сельисполкома.
***
Начальник отдела организации перевозок автомобильного парка № 15 г. Дрогичина Людмила Божко не согласилась с высказываниями жителей деревни Микитск насчет того, что в их населенный пункт не заезжает автобус по вторникам.
Людмила Михайловна предоставила нам расписание движения пригородных автобусов, следующих через деревню Микитск. Выяснилось, что по вторникам, пятницам и воскресеньям в 8.20 и 10.15 из Дрогичина отправляются автобусы по маршрутам «Дрогичин–Белоозерск» и «Дрогичин–Хомск». Также по пятницам в 5.40 и 17.30 из Дрогичина выезжает автобус «Дрогичин–Микитск», а по воскресеньям в 5.50 и 17.30 из Дрогичина следует автобус «Дрогичин–Микитск».
«Более того, в д. Микитск можно добраться и другими рейсовыми автобусами, которые ежедневно следуют через поворот на д. Белая, в расписании движения которых имеется остановочный пункт «Поворот Белая», что находится недалеко от Микитска, – объясняет начальник отдела организации перевозок АП № 15. – Согласно нормативам системы государственных стандартов, охват транспортного обслуживания населенных пунктов с численностью населения более 50 человек составляет 100 процентов с обязательным выполнением не менее 8 рейсов в неделю. Учитывая количество выполняемых рейсов, нормативы социальных стандартов в деревнях Микитск и Белая в значительной степени перевыполнены, поэтому пустить дополнительные рейсы автобусов по просьбе жительницы д. Белой нецелесообразно и экономически невыгодно».
Максим РОДЬКО.