Давно мечтаете отправиться в круизное путешествие и бороздить морские просторы, а может в «кругосветке» пройти еще и парочку океанов? Да, заграничный круиз – мечта миллионов! А как же речной круиз по родной Беларуси с прохождением пяти водных артерий и посещением городов и сельских населенных пунктов Белорусского Полесья с вековой историей, знакомство с их историко-культурным наследием и красотой величественных полесских пейзажей? Чем такое путешествие не альтернатива заграничному? Но если о том, как отправиться в речной круиз, вы ничего не знали, тогда давайте познакомимся с этим интереснейшим водным маршрутом и его главным героем, воплощающим мечты тысячей людей в реальность.
Знакомьтесь, Его Величество круизный теплоход «БЕЛАЯ РУСЬ»! История этого судна начинается с 2016 года, когда он был создан на судостроительном заводе в Пинске, а после торжественного спуска на воду в апреле 2017 года отправился в свой первый маршрут по водным просторам Полесья. За небольшую историю существования была у этого единственного в нашей стране круизного теплохода и черная полоса, вызванная пандемией коронавируса, вынудившей его прекратить свои туры. Но теперь «БЕЛАЯ РУСЬ» снова на ходу и в этом сезоне совершает уже свой третий рейс! Именно этот белоснежный красавец, под вечер 14 мая, проходя по Днепровско-Бугскому каналу с туристами и веселой музыкой на борту, пришвартовался к причалу гидроузла № 5 «Ляховичи», где сделал паузу для отдыха пассажиров на берегу.
Во время зеленой стоянки туристы круиза, которые оказались все гражданами Российской Федерации, на берегу Днепро-Буга отведали приготовленного для них барбекю, полюбовались колоритными пейзажами Дрогичинщины и познакомились с гидротехническими сооружениями Ляховичского гидроузла. В это время у меня была прекрасная возможность пообщаться с нашими гостями.
Пассажиры круизного теплохода «БЕЛАЯ РУСЬ» супруги Игорь Леонидович и Татьяна Михайловна Зелянины из Москвы в один голос заявляют, что от Беларуси у них очень хорошие впечатления. Игорь Леонидович говорит, что и в России, и в Беларуси он чувствует себя как дома и совершенно не разделяет наши страны. «Для меня Беларусь и Россия как одна страна, все близкое и очень родное», – утверждает он.
Его супруга рассказала, что с Беларусью она знакома давно. Ей приходилось бывать в Гомельской области и Гродно. О нашей стране у Татьяны Зеляниной остались только приятные воспоминания. «Поэтому, когда мы узнали о Полесском круизе, то решили не упускать такой шанс и отправились за новыми впечатлениями. Для нас немаловажным было и то, что путешествие начиналось в Бресте, где нам была организована экскурсия в Брестскую крепость. Знаково, что вскоре после Дня Победы мы имели возможность отдать дань памяти павшим в первые дни Великой Отечественной войны. Живое прикосновение к мемориальному комплексу несравнимо с книгами и фильмами о нем. Когда видишь крепость воочию – сердце наполняет великая боль, а на душе остается рана», – поделилась Татьяна Михайловна.
Наталья Александровна Шибалова также из Москвы. В Беларуси женщина бывала неоднократно. По словам собеседницы, в России она побывала в круизе на всех возможных реках, а вот в круизе по Беларуси еще не была, поэтому решила испробовать что-то новенькое. «Вчера, на борту теплохода для нас выступал один из белорусских ансамблей. Слушая его выступление, я как будто перенеслась в советские годы, по которым лично я уже давно начала тосковать. Поэтому ваш ансамбль был для меня очень родным, и слушала я его с большим удовольствием», – говорит Наталья Шибалова.
После общения с туристами комсоставом судна мне была оказана честь взойти на палубу теплохода и познакомиться с представителями экипажа. На причале у теплохода меня улыбчиво и дружелюбно встретил первый помощник капитана – первый помощник механика теплохода «БЕЛАЯ РУСЬ» Александр Вячеславович Зазноба. Он предложил подняться на верхнюю палубу и посетить одно из самых сакральных мест судна – ходовую рубку. Там первым делом неискушенный взгляд обывателя приковывается к большой приборной панели со штурвалом, ассоциирующейся с космическим кораблем из фантастических произведений. Вот оно – место, откуда управляется вся эта мощь и великолепие! Перед началом беседы с первым помощником капитана и механика, я, удобно расположившись на одном из кресел в рубке, даже почувствовал себя на миг капитаном, а в мыслях так и пронеслись воспоминания о прочитанных в детстве приключенческих книгах, повествующих о морях, пиратах и необитаемых островах.
Общаясь с Александром Вячеславовичем, осознаешь, что случайных людей в его профессии не бывает. О море мой собеседник мечтал с детства! Отец Александра Зазнобы был подводником, а прадед – летчиком. Пожалуй, такой впечатляющий романтизм передался ему в наследство, но только его выбор пал между небесной и подводной стихиями – на надводную гладь.
К моменту трудоустройства в РУЭСП «ДНЕПРОБУГВОДПУТЬ» моим собеседником уже были освоены специальности морского радиста и судоводителя в Морской академии при Мурманском государственном техническом университете. Однако перед тем, как стать первым помощником капитана и первым помощником механика, даже имея за плечами мореходку, Александр Зазноба на круизном теплоходе «БЕЛАЯ РУСЬ» начинал ходить мотористом. Со временем он продипломировался на второго помощника, а потом и первого. На речном флоте Александр Вячеславович работает уже седьмой год.
Стоит отметить, что после высшей мореходки перед моим собеседником открывались фарватеры морей и океанов, но он вернулся на Родину, обзавелся семьей и пополнил ряды белорусских речников. Как тут не вспомнить, что именно о таких людях как он и сложена известная пословица «где родился, там и пригодился». Родом Александр Зазноба из Витебска. Там и сейчас его, ушедшего покорять водные глади Полесья, с нетерпением ждет супруга Марина Сергеевна.
Почему Александр Вячеславович решил ходить на реках Полесья, а не по родной Западной Двине? Ведь перед таким специалистом как он, нет сомнений, открыты любые водные артерии нашей синеокой. Мой собеседник, улыбаясь, скромно говорит, что такой красивый и единственный круизный теплоход есть только здесь, в Брестской области.
– На нашем трехпалубном судне для туристов отведено шестнадцать кают, которые разделены на классы эконом и комфорт, имеются и две каюты категории люкс, названные в честь белорусских классиков Янки Купалы и Якуба Коласа. На время круиза теплоход принимает на борт 34 пассажира, а в экскурсионном варианте пассажировместимость судна составляет 52 человека. Помимо кают пассажиров на борту располагаются каюты экипажа, служебные помещения, салон-ресторан, тентовая палуба. В ресторане теплохода организовано четырехразовое питание, работает система all inclusive или «все включено». У нас также имеется сувенирный киоск, бесплатный WI-FI, предлагаются услуги по стирке и глажению, для удобства пассажиров установлена машина для чистки обуви. В каютах проводится ежедневная уборка. Раз в четыре дня проводится и смена постельного белья, а замена полотенец при необходимости может быть ежедневной. В каютах имеются необходимые предметы гигиены, – рассказывает об условиях проживания на круизном теплоходе первый помощник капитана – первый помощник механика Александр Зазноба.
Слушая собеседника, понимаешь, что это не просто теплоход, а настоящий плавучий отель!
– В этом круизе на нашем борту 22 туриста. Кроме них еще 10 человек – обслуживающий персонал, состоящий из шеф-повара и его помощника, бармена, официанта, администратора, горничной и представителей комсостава теплохода, то есть капитана, меня и еще двух матросов-мотористов, – продолжает свой рассказ Александр Зазноба. – Как правило, наше путешествие длится 8 дней и 7 ночей, представляя собой прохождение водного маршрута Брест–Наровля–Мозырь или Мозырь–Наровля–Брест по рекам Буг, Мухавец, Пина, Припять и по Днепровско-Бугскому каналу. Во время круиза на борту теплохода проводится несколько фольклорных вечеров. Также во время стоянок для наших гостей кроме рыбалки, купания и пеших прогулок на берегу, организованы автобусные экскурсионные маршруты, благодаря которым туристы знакомятся с этнографической и культурной составляющей региона, а также посещают некоторые производственные предприятия. В этот раз наш круиз начинался из Бреста, где туристам была предоставлена возможность посетить Брестскую крепость. А в Кобрине для них была организована экскурсия в музей Суворова. Далее наших гостей ожидают поездки в Мотоль, Достоево, Пинск, Туров, Национальный парк «Припятский», посещение музея Деда Талаша в Новоселках Петриковского района и многое другое. Что касается стоимости, то стартовая цена на наш круиз начинается от 1700 белорусских рублей».
Чего-чего, а романтики речникам в своей профессии не занимать. «Временами даже дух захватывает, как будто находишься в какой-то нирване!», – восклицает Александр Зазноба. Собеседник признается, что его особенно впечатляет управлять штурвалом во время хода по разливистой Припяти, искусно входить в ее крутые повороты и чувствовать себя одним целым с судном. Ну и конечно, как в такой профессии без экстрима?!
– Сегодня, во время движения к Ляховичскому гидроузлу, не доходя четырех километров к водоразделу Селище, я с ходовой рубки наблюдал за небольшим «торнадо». Вихрь внезапно появился, стал закручиваться на воде и поднялся на три метра вверх. Я даже попросил туристов, чтобы они ушли с носа теплохода. Мало ли что! Но вскоре вихрь обошел нас стороной», – поделился Александр Вячеславович.
Не счесть, сколько раз этому плавучему отелю приходилось «купаться» в полесских туманах и, не доходя к запланированным местам швартовки, вставать в водах на якорь из-за невозможности дальнейшего хода. А чтобы себя обезопасить и сделать судно более заметным в туманной мгле, на теплоходе включаются сигнальные огни и подаются звуковые сигналы.
Закончив беседовать с первым помощником капитана – первым помощником механика Александром Зазнобой, мы покинули ходовую рубку, после чего он провел для меня экскурсию по теплоходу. Во время ее, мне выпала честь познакомиться со сменным капитаном этого судна, речником с 34-летним стажем Геннадием Алексеевичем Кузьминчуком, а также с матросами-мотористами Дмитрием Кухарчуком и Никитой Иргизкиным. Общение с речниками оставило незабываемые впечатления. Для себя я сделал вывод, что это особые люди – в одном лице романтики и технари, гордо пишущие современную историю белорусского пароходства.
Максим РОДЬКО.
Фото автора.