Одним из распространенных способов получения дополнительного дохода гражданами давно стала сдача внаем неиспользуемой ими жилой площади. Для обеспечения прозрачности на рынке таких услуг было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 сентября 2006 № 1191 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 августа 2006 г. № 497. Документ установил форму для договора найма (аренды) жилого помещения и основные правила его заключения и регистрации.
Договор найма жилого помещения – это соглашение, по которому одна сторона – наймодатель – обязуется предоставить за плату другой стороне – нанимателю – жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем. Заключение письменного соглашения защищает собственника от рисков с выселением и порчей помещения, проблем с оплатой, а нанимателю гарантирует законное пользование помещением, и обе стороны уверены в финансовой стороне сделки.
Сторонами договора найма могут быть только физические лица, если же предполагается участие юридического лица – заключается договор аренды жилого помещения.
В случае с частным фондом сдать жилье внаем может только собственник. Если квартира находится в долевой собственности, то сдать ее часть без согласия сособственника нельзя. Даже если в собственность оформлена отдельная комната, потребуется согласие остальных собственников квартиры, так как места общего пользования доступны всем.
Договор найма жилого помещения частного жилищного фонда, построенного, реконструированного или приобретенного с привлечением льготного кредита, может быть заключен до погашения этого кредита только при наличии разрешения Дрогичинского районного исполнительного комитета.
Физические лица, осуществляющие сдачу внаем (аренду) жилых помещений, должны производить уплату подоходного налога за каждую сдаваемую комнату в жилом помещении.
Для того чтобы произвести регистрацию договора найма, необходимо обратиться в службу «Одно окно» райисполкома со следующим пакетом документов:
· заявление, подписанное собственником жилого помещения частного жилищного фонда и участниками общей долевой собственности на жилое помещение;
· паспорт или иной документ, удостоверяющий личность собственника жилого помещения частного жилищного фонда и нанимателя жилого помещения частного жилищного фонда;
· три экземпляра договора найма (аренды) или дополнительного соглашения к нему. Форма договора найма утверждена Постановлением;
· технический паспорт и документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
· письменное согласие всех собственников жилого помещения – в случае, если сдается жилое помещение, находящееся в общей собственности.
Срок осуществления административной процедуры – 2 дня со дня подачи заявления.
Плата за осуществление административной процедуры не взимается.
Для получения дополнительной информации можно обращаться по тел.: 2-01-94, 7-13-10, 142.