Как правило, коррупционные проявления, и без того обладающие большой латентностью, тщательно скрываются должностными лицами. Анализ же обращений, поступающих в прокуратуру района, свидетельствует, что такое понятие как коррупция не всегда полно и правильно трактуется гражданами.В Законе Республики Беларусь от 20 июня 2006 года «О борьбе с коррупцией» сказано, что «коррупция – это умышленное использование государственным должностным лицом (приравненным к нему лицом, иностранным должностным лицом) своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно их подкуп путем предоставления имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы указанные лица совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей”.В статьях 20 и 21 Закона дается определение правонарушений, создающих условия для коррупции. Приведу несколько фактов, выявленных на территории нашего района. Так, начальник отдела государственного органа, являясь государственным должностным лицом, неоднократно без документального оформления предоставлял сотруднику отгулы за якобы выполненную сверхурочную работу, которая также документально не оформлялась. Тем самым чиновник совершил правонарушение, создающее условие для коррупции, предусмотренное абзацем 3 ч.1 ст. 20 Закона «О борьбе с коррупцией»: предоставил физическому лицу необоснованные льготы и привилегии.Бригадир сельскохозяйственного производственного кооператива М. из корыстной заинтересованности внес в табель учета рабочего времени заведомо ложные сведения о том, что его подчиненный К. с 1 по 10 января 2010 года находился на работе. Но на самом деле К. в это время лежал в больнице. Незаконно начисленный заработок подчиненного бригадир присвоил. М. совершил правонарушение, предусмотренное абзацем 7 ч.1 ст. 20 Закона «О борьбе с коррупцией»: умышленно предоставил недостоверную информацию, предусмотренную законодательством.Руководитель государственной организации Н., являясь государственным должностным лицом, неоднократно безвозмездно использовал в личных целях служебный легковой и грузовой автотранспорт: перевозил к частному дому свое имущество и строительные материалы, ездил по территории района и за ее пределы. Н. совершил коррупционное правонарушение, предусмотренное абзацем 10 ч.1 ст.21 Закона: использовал во внеслужебных интересах предоставленное ему для осуществления государственных функций имущество, находящееся в государственной собственности.Опасным является и хищение должностными лицами имущества организаций и предприятий с использованием служебных полномочий. Так, с 5 по 13 октября 2010 года старший мастер О. умышленно, с использованием своих служебных полномочий завладел имуществом нанимателя на сумму 516 тысяч рублей. Мужчина не оприходовал образовавшиеся излишки дизельного топлива в количестве 200 литров и похитил их с АЗС. В путевых листах и материальном отчете он указал, что это топливо было потреблено тракторами Т-16 и Т-25 в сентябре.Начальник участка одного из СПК Т., используя служебные полномочия, умышленно, без оформления бухгалтерских документов в сентябре 2010 года выдал сельчанам 5100 килограммов соломы. Т. получил за солому от старосты деревни 340 тысяч рублей. Однако в кассу кооператива деньги он не сдал, а присвоил их себе.Все эти факты вскрылись в результате проверок исполнения антикоррупционного законодательства. По требованию прокурора района должностные лица, преступившие закон, привлечены к различным видам дисциплинарной и административной ответственности.
Александр САВЧУК,заместитель прокурора района