В каких бы уголках земного шара не находился человек, его тянет в родные места, где он родился и вырос. Я, например, всегда с волнением еду в свою родную деревню Дроботы. К сожалению, родителей уже нет в живых – навещаю их могилки, посещаю родственников.
Вот я опять спешу на рейсовый автобус. На остановке многолюдно. Все толкаются, пролезают вперед, каждый хочет занять себе место. Человек лет 45-ти сел на одно сидение, а на второе шапку положил. «Это для жены», — заявляет он и всем улыбается. А увидев свою половину, вошедшую в салон автобуса, мужчина громко зовет:
— Надюша! Иди сюда! Я тебе место занял…
— Ах ты, алкаш несчастный… Опять зеньки залил… — разъяренно отзывается жена. И с ее уст вдруг посыпалась такая брань, что в газету про это и не напишешь. Муж съежился, опустил голову, замолчал. Мне даже его жалко стало – он не произнес ни единого плохого слова.
Автобус же, набирая скорость, ехал своей дорогой. В салоне установилась какая-то тревожная тишина. «Женщина – человек очень сложный. Ей трудно угодить», — сделал вывод водитель.
Этот случай заставил меня взяться за перо и поразмышлять об осквернении нашего языка. Тем более что к сквернословию в последнее время многие так привыкли, что его уже и не замечают.
Русский язык неиссякаемо богат. Любовь к нему предполагает владение им. Но духовная опустошенность, отсутствие человеческой воспитанности приводят к словесной уродливости.
Если человеку не хватает знаний, он от ощущения беспомощности прибегает к словам-балластам, которые заполняют пустоты интеллекта. Они не несут смысловой нагрузки, но для говорящего кажутся тем спасительным кругом, который удержит его на плаву.
Слова-балласты и слова-паразиты “живут” на языке каждого, кто не может похвастаться достаточным словарным запасом. Сквернословие, к сожалению, распространяется с неимоверной скоростью. И взрослые, и молодежь, и пожилые не могут избежать крепкого словца. Человек старается бороться с болезнями телесными, но часто он бессилен против недуга духовного. И ругань звучит публично: с экранов телевизоров, со сцен театров, оправдывая это неким творческим замыслом авторов.
Многие сегодня считают, что ругательство – давняя «народная» традиция. Но это далеко не так. Например, сквернословие у славян в средневековье было наказуемо. Тех, кто ругался матом, приравнивали к богохульникам и наказывали публичной поркой.
В древности считалось, что извергающий ругательства человек попал под влияние демона.
Группа российских ученых провела исследование, давшее поразительные результаты. Они обругали отборным матом воду и полили ею семена пшеницы. В итоге их всхожесть составила только 48%, тогда как семена, политые святой водой, проросли на 93%. Страшно представить, что происходит с человеческим организмом, состоящим из воды почти на 80%!
Ученым также удалось доказать, что каждое сказанное нами или постоянно произносимое рядом с нами слово отчетливо влияет на наши гены. Оказывается, разные слова по-разному “заряжены”. И как в физике, заряда только два: положительный и отрицательный. А любая матерщина идет только со знаком «минус». Поэтому люди, которые сквернословят, быстрее стареют и чаще болеют, чем те, которые не ругаются.
Когда слышишь со всех сторон сленг, жаргон или просто маты – чувствуешь себя неуютно. Мне, например, хочется разговаривать с людьми на нормальном литературном языке, пусть не великих русских классиков, но хотя бы наших современников. И еще. Культура речи – это умение правильно говорить и писать, а также употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. И главное здесь – исключить из своего лексикона сквернословие, всегда и со всеми людьми быть культурным и вежливым.
Нина ГРИЦУК,
учительница Брашевичской ОСШ, наш внештатный корреспондент
БУДЕМ ВЗАИМОВЕЖЛИВЫМИ
Дата:
Популярно
Архив новостей