spot_img

Что советуют медики, перенесшие COVID-19

Дата:

В конце апреля минувшего года в нашем районе были зарегистрированы первые случаи заболевания COVID-19, и уже почти год мы живем в этой реальности. За прошедшее время мы узнали о самоизоляции и локдаунах, постковидном синдроме и работе на удаленке, и похоже на то, что перечень этих специфических знаний на этом не заканчивается. Коронавирусной инфекцией переболело и немало медицинских работников, и сегодня мы решили поговорить с некоторыми из них и узнать, как у них проявлялось и протекало заболевание, какие последствия «ковида»  остались, как они преодолевались и какие меры важно предпринимать на нынешнем этапе, чтобы предотвратить распространение инфекции.

В числе первых среди переболевших «ковидом» медицинских работников была заведующая Антопольской горбольницей Елена Васильевна Лукашевич.

– Так случилось, что инфекцию мы подцепили в апреле вместе с появлением в нашем медучреждении первых коронавирусных больных, хотя все меры профилактики, которые были рекомендованы на том этапе, соблюдались. Переболела не только я сама, но и члены семьи, которые со мной контактировали: супруг и двое детей.

У меня болезнь начиналась как обычная респираторно-вирусная инфекция: появилась температура, сухой кашель, ломота в теле и слабость. А когда вслед за этими симптомами исчезло обоняние, аппетит и вкус – то есть я практически перестала чувствовать разницу между колбасой и картошкой, – тогда и стало понятно, что это – симптомы коронавируса. Как медицинские работники, вначале старались справиться с инфекцией самостоятельно, принимая соответствующие препараты и обильное питье. Но состояние ухудшалось, и дальнейшее наше лечение проходило в инфекционном отделении больницы. У нас с мужем почти одновременно обнаружилась пневмония. У меня болезнь сопровождалась кровотечением из носа, у супруга было затруднено дыхание, и он некоторое время был на кислороде. У детей все прошло в более легкой форме, и они пролечились амбулаторно.

После выписки еще долгое время сохранялась сильная слабость и кашель. Принимали антикоагулянты для разжижения крови, витамины Д и С, старались пить побольше жидкости. А далее началось лето, появилось солнце, и это естественным образом ускорило процесс восстановления, – рассказала Е.В. Лукашевич.

А врач-педиатр, заведующая педиатрическим отделением райбольницы Ольга Клавдиевна Крук переболела «ковидом» дважды. Вот как она вспоминает о пережитом:

– В первую волну я заболела в июне: вначале появился кашель, слабость, держалась субфебрильная температура, которая не поднималась выше 38 градусов, и изначально все это напоминало обычную ОРВИ. Было еще чувство дискомфорта и сжатости в груди, но на том этапе все это я связывала не с заболеванием, а с переживаниями по поводу недавней смерти папы. Но состояние ухудшалось, начали сильно болеть суставы, появилась одышка и в ходе обследования стало понятно, что у меня – коронавирусная инфекция, после которой я еще некоторое время испытывала сильную слабость. А потом вышла на работу, все завертелось по привычному кругу, и я радовалась тому, что от коронавируса защищена антителами. Но радость продлилась около полугода.

Повторное заболевание началось с резкого ухудшения состояния. Утром пришла на работу, сделала основные дела, и через пару часов почувствовала сильное недомогание. Измерила температуру – 37,5 градусов. Появились симптомы, характерные для гриппа: насморк, кашель, ломота в теле. Но с каждым часом болезнь усугублялась: температура начала подниматься до 40 градусов, и ниже 39 градусов она не сбивалась никакими жаропонижающими средствами, усугубился сухой кашель, который доходил до рвоты, исчез аппетит и обоняние. На каком-то этапе как врач я стала замечать, что кашель при выдохе сопровождается характерным звуком, похожим на хруст снега, который на медицинском термине называется крепитацией. И я поняла, что у меня развивается пневмония, которая подтвердилась при обследовании. Мое дальнейшее лечение проходило в инфекционном отделении больницы. Практически одновременно со мной с коронавирусной инфекцией была госпитализирована и мама.

После выписки долгое время ощущала слабость и одышку. Вначале с трудом поднималась даже на 2-й этаж, но постепенно увеличивала нагрузки, съездила в санаторий по профсоюзной путевке, и со временем эти симптомы исчезли. А вот обоняние, как мне кажется, до сих пор полностью не вернулось…

Коронавирусной инфекцией переболела и врач функциональной диагностики, председатель первичной профсоюзной организации райбольницы Наталья Ивановна Колосей.

– По сравнению с остальными коллегами болезнь я перенесла в относительно легкой форме. Как ни парадоксально, но, работая с разными пациентами, я заразилась не в больнице, а дома. Вначале заболел муж, а следом за ним – и я. Все началось с ломоты в теле: мышцы болели так, как будто накануне активно занималась спортом. Температура начала повышаться на 2-й или 3-й день. Причем, это было как катание на горках: несколько дней она повышается, потом падает до 35,5 градусов, далее нормализуется и начинает казаться, что у тебя все нормально, а потом снова резко взлетает – и ты лежишь пластом. И я тоже перестала чувствовать запахи: как будто полностью выключилась эта функция. Но потом, по мере выздоровления, она медленно начала возвращаться, хотя каких-то сильных последствий на мое самочувствие болезнь не оказала, – говорит Н.И. Колосей.

Как председатель профсоюзной «первички», Наталья Ивановна знает истории болезни многих своих коллег, которые в разной форме и с разной степенью осложнений перенесли «ковид».

– Каждый переболевший рассказывает свою историю. Теперь становится очевидным, что сама по себе коронавирусная инфекция в первую очередь поражает дыхательную систему. Но у вируса имеется несколько механизмов повреждения различных органов и систем организма человека, связанных с образованием микротромбозов, поэтому заболевшим COVID-19 рекомендуется прием кроверазжижающих препаратов. А то, что у многих нарушается обоняние, свидетельствует о поражении нервной системы. У кого-то после перенесенной коронавирусной инфекции начинаются проблемы с позвоночником, у кого-то болит голова или ноги, кто-то долго не может восстановить обоняние, а кто-то просто становится более нервным и раздражительным, хотя многие восстанавливаются и без каких-то ощутимых негативных последствий. Поскольку это новое заболевание, то похоже на то, что ученым понадобится еще немало времени для более детального изучения «постковидных» осложнений и их опасности, – считает Н.И. Колосей.

Всего, по словам Натальи Ивановны, за помощью в профсоюзный комитет райбольницы после перенесенной коронавирусной инфекции обратились около 180 медицинских работников. Более 20 человек поправили свое здоровье в профсоюзном санатории «Буг», где стоимость путевки почти на 90% компенсировалась за счет средств областного ведомственного профсоюза и первичной организации райбольницы. В ближайший понедельник на оздоровление туда отправятся еще 4 медработника…

Как положительный момент для всех жителей района Наталья Ивановна отмечает то, что на нынешнем этапе рентгенологи райбольницы наработали необходимый опыт и успешно распознают пневмонию с помощью флюорографического обследования. А компьютерный томограф, где у пациента есть риск получить большое облучение, – это на крайний случай.

– Мне не в кайф возвращаться в те воспоминания и наново переживать моменты, когда я находился на грани жизни и смерти. Это высокая температура, кашель, одышка, больница, кислород, инъекции, уколы гепарина и так далее… Тело ломит так, что пальцами пошевелить больно. И самое страшное: ты дышишь и надышаться не можешь. И не знаешь, когда и чем все это завершится… Я выкарабкался и пошел на поправку благодаря квалифицированному грамотному лечению и поддержке дорогого мне человека – моей жены. Она верила, что я справлюсь с болезнью. И мне не хотелось подвести ее ожидания…Что же касается болезней медицинских работников, то, как уже отмечалось, коронавирусную инфекцию они перенесли в разной степени тяжести. К примеру, одна из санитарок инфекционного отделения находилась на лечении, в том числе – и в реанимации, почти 50 дней. В тяжелейшей форме «ковид» перенес и опытнейший специалист райбольницы, врач УЗИ Александр Андреевич Бовсюк, хотя он отказывается посвящать в подробности течения болезни. Говорит об этом коротко и эмоционально:

А совет для всех остальных со слов А.А. Бовсюка звучит так: дистанция, использование маски, антисептика и вакцинация. При этом Александр Андреевич уточняет, что, несмотря на перенесенное заболевание и на то, что у него сформировался иммунитет, он сделал прививки от коронавирусной инфекции, потому что если появился шанс защититься от этой напасти – его надо в максимальной мере использовать.

Беседовала Галина ШАФРАН

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Лукашенко поручил разработать в Беларуси формулу справедливого ценообразования

Правительство разрабатывает формулу справедливого ценообразования. Об этом Президент Беларуси...

На сайте ЦИК Беларуси начал работать сервис по поиску участка для голосования

Сегодня на сайте ЦИК Беларуси начал работать сервис по...