В его кабинете, на двери шкафа, и сегодня висит фотография, где он запечатлен со своим Учителем во время одного из праздничных концертов духового оркестра Дрогичинской детской школы искусств. Евгений с кларнетом стоит впереди, Александр Григорьевич Момотюк – немного сзади, как бы опекая и поддерживая своего ученика. И так продолжается до сих пор: несмотря на то, что Учителя уже нет среди живых, его наука, его профессиональные советы и сегодня помогают молодому специалисту, преподавателю отделения духовых инструментов Евгению Алексеевичу Тхорику, который после окончания музыкального колледжа распределился в родную школу искусств и продолжил дело своего наставника…

Женя рос в обычной сельской семье в Литовске, где до него никто профессионально музыкой не занимался – мама работала библиотекарем, а отец – водителем. Мальчишка был младшим – четвертым – ребенком, и когда он пошел в начальную школу, учителя начали замечать, что у него хороший слух и голос, и стали задействовать Женю в школьных концертах. Тогда родители, посоветовавшись, решили записать его в музыкальную школу в Дрогичине. Было это, как вспоминает Евгений Алексеевич, когда он учился в четвертом классе общеобразовательной школы.

– Родители хотели, чтобы я научился играть на аккордеоне. Приехали на прослушивание, и оказалось, что все ученики уже набраны, осталось лишь место в отделении духовых инструментов по классу кларнета. А я даже не знал, как он выглядит. Показали, сыграли, и я решил – почему бы и не попробовать научиться на нем играть. И так увлекся, что даже уроки пропускать не хотелось, – вспоминает времена своего детства Е.А. Тхорик.

Тогда в семье как раз приобрели свой автомобиль, и первое время на занятия его возил отец. А позже, когда уроков в музыкальной школе прибавилось, Евгений начал ездить в райцентр самостоятельно – автобусом или поездом, а обратно в Литовск его забирал старший брат, когда возвращался со своей работы в Дрогичине.

А дальше поездок становилось еще больше: Женя перешел учиться в среднюю школу в Перковичах, и уже оттуда после занятий нужно было добираться в райцентр в «музыкалку». «Но у меня даже мысли не было, чтобы оставить уроки по классу кларнета – ни единой! Тем более что к этому времени моим учителем был Александр Григорьевич Момотюк, который умел найти подход и увлечь предметом. Он для меня как идеал хорошего педагога», – искренне признается мой собеседник.

Параллельно с кларнетом Евгений начал осваивать еще и аккордеон, и в итоге его учеба в школе искусств заняла 7 лет. А когда пришло время определяться с профессией, парень решил, что будет поступать в музыкальный колледж.

– К завершению учебы в детской школе искусств я иногда вместе с учителем выступал в духовом оркестре, и меня всегда впечатляла его мощь и звучание кларнета в его составе. Я считал, что хорошо освоил музыкальный инструмент, и был почти уверен в этом. Но так получилось, что на прослушивание для поступления в музыкальный колледж я приехал, когда старшекурсники там сдавали экзамены. И, услышав, как профессионально они играют, очень заволновался, что никогда не смогу освоить сложные произведения в таком чистом исполнении. И на этом этапе меня тоже очень поддержали и вселили уверенность Александр Григорьевич Момотюк, Зоя Николаевна Пунько и другие преподаватели… И я поступил в колледж, где, кроме кларнета, освоил еще и саксофон, а после окончания учебы вернулся на работу в Дрогичин, – с улыбкой рассказывает Е.А. Тхорик.

Не сложно ли было начинать в коллективе, где большинство нынешних коллег помнят его учеником?

– Многие для меня как были, так и теперь остаются учителями, но это нисколько не мешает, а, наоборот, придает уверенности, что и сегодня к любому из них можно подойти, спросить, посоветоваться, и каждый при необходимости поможет и подскажет, – отмечает молодой специалист.

– А какие качества и педагогические приемы своего любимого учителя Александра Григорьевича Момотюка используете в своей теперешней практике? – спрашиваю у молодого специалиста.

– К каждому ученику должен быть индивидуальный подход. У нас ведь не обязательная школа – здесь занимаются по желанию. И поэтому важно стремиться как можно лучше узнать своего ученика, его характер, взгляды, музыкальные вкусы и предпочтения. Помню, как Александр Григорьевич, видя, что я начал уставать во время занятий, прямо посреди урока мог поговорить со мной на какие-то отвлеченные темы, рассказать что-то занимательное, поинтересоваться моим мнением. Поэтому и я стараюсь давать своим ученикам материал, который они могут усвоить и к которому у них лежит душа, потому что в школу искусств ученик должен бежать с удовольствием и уходить отсюда домой радостным и вдохновленным, с нетерпением ожидая следующих занятий, – отмечает Е.А. Тхорик.

Сегодня у Евгения Алексеевича – семь учеников, из них – два первоклассника, которых он искал самостоятельно. Как?

– Взял кларнет, пошел в гимназию, сыграл. Вначале ко мне подошла девочка и сказала, что ей понравилось и она тоже хочет научиться играть на этом инструменте. Но здесь важно не только мнение детей, но и поддержка родителей. Поэтому потом она пришла вместе с мамой, та послушала игру на кларнете и согласилась записать девочку в школу искусств. А второй мой ученик-младшеклассник ездит ко мне на занятия из Перковичей. И я буду стараться, чтобы наша школа искусств была для них любимым и желанным домом. Таким, каким стала она для меня, – озвучивает свои профессиональные мечты молодой специалист Евгений Алексеевич Тхорик.

Что пожелать ему? Таких же ответственных и благодарных учеников, каким в свое время был он сам для своих педагогов.

Галина ШАФРАН
Фото автора