Многие из нас помнят водоем Пицуха, на котором жители Дрогичина раньше купались, загорали, устраивали пикники. Этот пруд находится в конце улицы Черткова. Жители Дрогичина на вопрос, почему он так называется, в один голос ответят, что жил в той части города один человек, был то его пруд, и земля вокруг вся ему принадлежала, и называется, мол, водоем по его фамилии. В этот раз, рассказывая о прошлом очередной из улиц нашего города, мы затронем и несколько страниц из жизни Павла Ивановича Пицухи, которого можно считать первым жителем улицы Черткова (в прежние времена – Полесская).
Раиса Васильевна Брич:
– Моя семья поселилась на этой улице в 1951 году. Приехали мы из Вульки Симоновичской. Дом, в котором я живу, начинал строить мой отец, а когда его не стало, достраивали мы с мужем. Тогда на Полесской было всего 3-4 дома. Улица в то время, в начале 50-х, только начала активно застраиваться. На ее окраине жил Павел Пицуха. Колодцев по улице ни у кого не было, и все ходили к нему за водой. На месте средней школы №2 стояла казарма. Солдаты часто также приезжали к Павлу Ивановичу с бочками, чтобы набрать воды для приготовления пищи. Хозяин никогда никому в этом не отказывал, бывало, летом его колодец вычерпывали до самого песчаного дна.
Что сказать, первые послевоенные годы были голодными. Помню, как в 4 утра приходилось идти на улицу Ленина к «беленькому» магазину и стоять в длинной очереди за хлебом. Отстоишь, бывало, и дадут тебе твердых, словно глина, пол-буханки. А еще в начале улицы, с правой стороны от дороги, где сейчас у нас огороды, находился колбасный цех. Он принадлежал еврею по фамилии Левинсон. Позже, уже к 60-м годам, он перенес свое предприятие в район теперешнего городского сквера.
Валентина Николаевна Сероокая:
– В школьные годы я жила на улице Почтовой, а на Полесскую мы переехали в 1961 году. Мои родители купили дом, принадлежавший ранее коммунхозу, отремонтировали его. В нем я и живу по сей день. Говорят, что дому лет под сто будет: в 1929 году он уже стоял на этом месте.
Домов тогда, может, и меньше было, чем сейчас, но уже тогда улица была почти полностью заселена. Старожилы помнят ее узкой и очень грязной. Ямы, лужи, сплошная грязь. Помнится мне, как с того конца Полесской люди часто шли на работу в резиновых сапогах и несли в руках туфли. В конце, на перекрестке с ул. Ленина, переобувались. Говорят, что до войны на месте будущих домов находились еврейские огороды. Магазина никакого на нашей улице в советский период не было. Там, где сейчас находится павильон «Берестейский пекарь», раньше был продуктовый, но он появился только лет 15-20 назад. В советское время мы ходили за продуктами на главную улицу города.
Евгений Георгиевич Зосик:
– Родился и вырос я на этой улице. Помню ее грязной, всю в ямах. Когда мы по утрам шли в школу, то чуть ли не по заборам пробирались. В начале улицы и сейчас заметен ров, который прежде пересекал Полесскую. Он начинался где-то на улице К. Маркса или даже 17 Сентября и впадал в Ляховичский канал. Люди проходили через тот канал по мосту. Весной, бывало, канал так разливался, выходил из берегов, что невозможно было даже в сапогах пройти. Школьников на уроки подвозили на подводе. Зимой была другая напасть: снегу как наметет – пройти можно было только по протоптанным следам человека, прошедшего до тебя. Улицу не чистили, потому что она не была центральной, и машины по ней почти не ездили. Где-то в 1968-1969 гг. сделали уже нормальную дорогу. Сначала – гравийное покрытие, а позднее проложили асфальт.
Тогда практически каждый житель Полесской держал корову, а то и две. Было у нас даже два стада. Одно гнали на пастбище, ближе к водоему Пицуха и к саду, другое – к теперешней зеленой зоне и средней школе №1. На улице справа и сейчас есть дорожка, которая выводит к библиотеке. Ее проложили специально для прогона скота. Хозяева двух соседних участков отдали по нескольку метров своей территории, чтобы можно было сделать этот проход. В основном на нашей улице жили ветераны войны, бывшие партизаны.
Светлана Павловна Марчук:
– Всю свою жизнь я прожила здесь. Как многие знают, в довоенное время эта земля принадлежала Павлу Ивановичу Пицухе. Он был женат на сестре моего отца Анне Тимофеевне. Я расскажу все, что знаю об этом человеке. Он родился в 1886 году, по-моему, родом был из деревни Гошево. Павел Иванович, как и многие в то время, отправился на заработки в Америку. Вернувшись, он купил у какого-то польского еврея землю в Дрогичине. Павлу Ивановичу Пицухе принадлежала территория от улицы Ленина до нынешней улицы 9 Мая (включая больничный сад), от первой школы до большого луга, расположенного за теперешней СШ №2. Для своих нужд Павел Пицуха вырыл этот всем нам известный водоем. Дом у него с Анной Тимофеевной был большой, красивый, с верандой, резными наличниками на окнах. В период войны в нем квартировали немецкие офицеры. У Павла Ивановича и Анны Тимофеевны не было детей. Они так и прожили всю жизнь на этой улице. Павел Пицуха умер в 1965 году, а его жена – спустя почти двадцать лет. Их дом сохранился, но сейчас там живут другие хозяева.
В советское время не было другого водоема для купания и отдыха на воде, кроме Пицухи, и все жители Дрогичина долгое время ходили именно туда. Для удобства людей пруд расширили. Городское озеро появилось во второй половине 80-х годов, когда в райцентре строили биохимзавод. Предполагалось, что из него будут брать воду для нового производства. В 1991 году все изменилось, и этим планам не суждено было сбыться. Но люди уже стали купаться и отдыхать как на Пицухе, так и на городском озере. Сейчас пруд пришел в запустение, зарос камышем.
Народ на Полесской жил дружно, ходили в гости друг к другу, играли в шашки, общались. Так и проводили свободное время, ведь телевизоров тогда еще не было. Потом, когда у кого-то появился первый телевизор, все к нему ходили смотреть телепередачи и кино. Все держали домашнее хозяйство. И мои родители, как заколют свинью, угощали соседей свежиной. Так принято было делать. В семьях было много детей. Почти в каждой – по трое, четверо. Еще одна особенность этой улицы – у ее жителей были большие огороды, по несколько десятков соток. Так сложилось, что улица Черткова не окружена другими улицами и домами. С одной стороны находится зеленая зона, посаженная в начале 2000-х годов (планировалось, что там будет парк), а с другой – луга. Там же было одно место, где на протяжении долгого времени копали глину. Его местные жители называли «глинки». Сейчас там кустарники разрослись. На просторном лугу, за территорией средней школы №2, в советское время местные власти собирались построить спортивную площадку. Но эта задумка так и не была реализована.
Улица была переименована в честь командира партизанского отряда Алексея Черткова в середине 70-х годов прошлого столетия. Старожилов здесь осталось совсем немного. Если подсчитать, насобирается 8 домов, где сейчас никто не живет. На многих участках появились новые хозяева и построили новые красивые дома.
Записал Андрей РАССАФОНОВ
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА
и из семейного архива Светланы Марчук