spot_img

Должники встречают нас по-разному, но редко – доброжелательно

Дата:

По результатам работы за прошлый год отдел принудительного исполнения Дрогичинского района занял первое место среди территориальных органов принудительного исполнения Брестской области, о чем свидетельствует Диплом, который можно увидеть в кабинете начальника отдела Алины Гарбарук. Недавно служба судебных исполнителей переехала на новое место. Теперь она располагается по адресу: ул. Карла Маркса, 1 – на третьем этаже в здании почты.

Коллектив здесь трудится небольшой, всего 7 человек: начальник отдела, судебный исполнитель, ведущий референт, 2 специалиста по документационному обеспечению, водитель и уборщик служебных помещений. Все сотрудники – молодежь в возрасте от 21 до 25 лет.

О профессии судебного исполнителя и служебных буднях отдела принудительного исполнения мы беседуем с А.С. Гарбарук.

Погоны обязывают

– Алина Сергеевна, как правило, абитуриенты юридических факультетов грезят о работе в Следственном комитете, прокуратуре, суде. А вы мечтали стать судебным исполнителем?

– Нет. О профессии судебного исполнителя я узнала только на последнем курсе, когда проходила практику в суде Дрогичинского района. Я местная и хотела найти работу в Дрогичине. В отделе принудительного исполнения как раз освобождалось место судебного исполнителя. Прошла стажировку, сдала экзамен на госслужбу и была принята на работу. А год назад получила повышение на должность начальника отдела.

Работа у нас не простая, требующая стальных нервов и твердого характера. Но она мне нравится. Должники встречают нас по-разному, но редко – доброжелательно. Ведь мы с судебным исполнителем Ольгой Мартынюк приходим к ним, чтобы проверить имущественное положение и в дальнейшем наложить арест на их имущество.

– Расскажите подробнее о трудностях, с которыми приходится сталкиваться. И каким образом двум юным, хрупким девушкам все же удается справляться со своими должностными обязанностями?

– К сожалению, увидев в окно или дверной «глазок» сотрудников отдела принудительного исполнения в форме и погонах, должники, как правило, отказываются открывать входную дверь, делают вид, что они не знают о существовании нашей службы. Но мы не отступаем. Бывает, что переговоры через закрытую дверь длятся долго. Мы объясняем должникам, что обладаем правом беспрепятственного доступа к жилым помещениям и земельным участкам, и что если они не откроют, то мы сможем пройти в помещение без их согласия – на основании судебного определения. Попросту говоря, взломав дверь. Осмыслив услышанное, граждане обычно позволяют нам войти, но ведут себя агрессивно, скандалят. Однажды женщина, имевшая задолженность по банку за кредит, в порыве гнева бросила мне прямо под ноги плазменный телевизор. К счастью, телевизор уцелел, отломалась только ножка. И мы наложили на него арест.

На проверку имущественного положения должников мы чаще выезжаем самостоятельно. Но если наверняка знаем, что нас могут встретить по тому или иному адресу агрессивно, приглашаем сотрудников районного отделения Департамента охраны, с которым заключен договор об оказании услуг по охране судебных исполнителей, или сотрудников РОВД. Участковые инспекторы сопровождают нас в командировке на район на протяжении всего дня, за что мы им очень благодарны. Был случай, когда одному охраннику приходилось удерживать должника, пока второй охранник выносил из дома телевизор, на который мы наложили арест. Настолько воинственно был настроен человек! В подобных ситуациях мы приглашаем понятых и только с ними входим в помещение.

Есть у нас и персональный видеорегистратор, который мы применяем на участках при проверке имущественного положения должников, что также способствует обеспечению нашей безопасности. Входя в помещение, мы сразу же предупреждаем, что ведется видеозапись, – это усмеряет пыл людей.

Какие бы сложности не возникали, мы знаем свои обязанности и должны их выполнять. Раз пришел на работу в органы принудительного исполнения, надел погоны – бояться и пасовать перед должниками просто права не имеешь.

– Не пытаются ли должники, предвидя, что к ним может «нагрянуть» судебный исполнитель, попросту прятать свое имущество?

– Такой случай был в Дрогичине. Я знала, что семья должника благополучная и располагает имуществом. Но человек не хотел погашать долг, несмотря на то, что был ограничен в праве управления транспортным средством и в праве выезда за пределы Республики Беларусь. Мы предупредили его о возможном применении такой меры, как арест имущества. Должник воспринял предупреждение как руководство к действию и поспешил вывезти имущество из дома. Но, увы, нам стало об этом известно. Я приехала к должнику домой и, не подав и виду, составила акт ареста на то, что осталось: люстры, картины. А когда должник успокоился и, потеряв бдительность, перевез все свое имущество обратно в дом, пришлось вновь наведаться к нему «в гости».

Должникам не скрыться

– Алина Сергеевна, быть первыми в области почетно и ответственно. Какой показатель является основным при определении эффективности работы отдела принудительного исполнения?

– Процент исполнения исполнительных производств. Так, на данный момент у нас на исполнении находится более 3000 исполнительных документов. Это и взыскание алиментов, и задолженностей по кредитам, по коммунальным платежам, по взысканиям госпошлин, судебных издержек, штрафов, задолженностей в пользу физических лиц и т.д. В среднем за месяц к нам поступает до 500 новых исполнительных производств. Но еще большее количество производств нам удается исполнить, взыскав долги. Значит, процент исполнения исполнительных производств по нашему отделу составляет более 100 процентов.

– Какими рычагами воздействия на должников располагают органы принудительного исполнения?

– В первую очередь мы обращаем взыскание на денежные средства должника и иное имущество. Если этих мер недостаточно, направляем исполнительный документ по месту работы должника, где в счет погашения долга удерживают до 50 процентов его заработка. В исключительных случаях – при наличии задолженности по алиментам, по расходам на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении – может быть удержано и 70 процентов зарплаты. Что касается пенсионеров, то если за ними числится один долг, то удерживается 20 процентов пенсии, по двум и более исполнительным документам – до 50 процентов.

Органами принудительного исполнения заключен договор со всеми операторами мобильной связи и Белтелекомом. В работе с должниками мы активно используем такую функцию как SMS-рассылка. Мы рассылаем должникам сообщения, в которых просим их явиться в назначенный день в отдел принудительного исполнения, так как у них имеется задолженность, предупреждаем, что в случае неявки будет заблокирован телефонный номер. Одни перезванивают, приходят к нам, другие игнорируют сообщение, и их телефоны приходится блокировать. Снимаем блокировку мы только после погашения задолженности.

Действенным рычагом воздействия на должников является наложение ареста на транспортное средство, находящееся в их собственности. При направлении постановления в ГАИ, его копию мы также направляем должнику для сведения. Сознательные должники сразу же оплачивают долг. Те, кто проигнорировал постановление о наложении ареста, рискуют в любой момент лишиться своего транспортного средства. Остановив должника, сотрудники ГАИ могут прямо на дороге забрать автомобиль, так как в постановлении прописан такой пункт, как задержание и принудительная буксировка. В среднем за год по району у должников приходится забирать до 5 автомобилей. Как правило, после этого они погашают задолженность и забирают свое любимое авто.

Также по нашему представлению суд может применить к должнику такую меру, как ограничение в праве управления транспортным средством и ограничение в праве выезда за пределы Республики Беларусь. Особенно действенной она является, когда управление автомобилем или выезд из страны – жизненно необходимы для человека.

– На ваш взгляд, какая категория исполнительных производств является наиболее сложной?

– Алименты. Так, сегодня о взыскании алиментов у нас на исполнении находится около 300 исполнительных производств в отношении должников, которые нигде не работают. Некоторые из них предпочитают в принципе не тратиться на содержание своих детей, ведут аморальный образ жизни, не имеют имущества. Мы периодически их проверяем, и если имущество появляется – налагаем на него арест. За уклонение от уплаты алиментов должники привлекаются к уголовной ответственности по ст. 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Многие из них уже неоднократно судимы.

Ежемесячно граждане, на которых заведено исполнительное производство, обязаны предоставлять в отдел принудительного исполнения сведения об уплате алиментов. Взыскатели же алиментов должны знать, что их бывшим супругам дано право выплачивать алименты за текущий месяц до окончания следующего месяца. Только после этого имеет смысл поднимать тревогу. Телефон судебного исполнителя каждый рабочий день просто разрывается от звонков взыскателей и сообщений по Вайберу, отрывая тем самым от основной работы.

В связи с этим хотелось бы проинформировать население района, что в отделе принудительного исполнения прием граждан осуществляется в соответствии с графиком: каждый понедельник – с 8.00 до 13.00 – судебным исполнителем, и каждую среду – начальником отдела.

Заплати – и спи спокойно

– Алина Сергеевна, давайте вернемся к теме наложения ареста на имущество должника. Неужели судебный исполнитель может забрать абсолютно все, что есть в доме?

– Конечно, нет. При любой сумме долга останется один холодильник на семью, один шкаф, один стол, кровати и стулья – по количеству людей, проживающих в доме. Ознакомиться с перечнем имущества, которое не подлежит аресту, можно, обратившись к Закону об исполнительном производстве.

– Какова дальнейшая судьба арестованного имущества?

– У должника есть право реализовать его самостоятельно. Перечисленные должником на депозитный счет отдела денежные средства от реализации имущества будут зачтены в счет погашения долга. В ином случае оно реализуется на сайте www.e-auction.by. А имущество стоимостью 1000 и более базовых величин – с торгов. Электронные торги проводятся на том же сайте.

– Алина Сергеевна, где граждане могут узнать о наличии задолженности?

– На приеме у судебного исполнителя либо на сайте Министерства юстиции Республики Беларусь – www.minjust.gov.by, во вкладке «Реестр задолженностей по исполнительным документам». Чтобы получить доступ к информации, необходимо указать идентификационный номер паспорта.

С недавнего времени и оплачивать долги можно, не выходя из дома, посредством системы ЕРИП. Для этого достаточно последовательно выбрать: Система «Расчет» – Суды, юстиция, юридические услуги – Исполнительное производство – Погашения задолженности – Физические лица и указать идентификационный номер паспорта.

Но лучше долгов не допускать. Рассчитался вовремя – и спи спокойно!

Беседовала Нина ТКАЧУК
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

В Дрогичинском РОВД прошло профилактическое мероприятие

25 ноября, в связи с принятием комплекса дополнительных мер...

Репетиция ЦЭ для учащихся 11-х классов школ Беларуси состоится 8 февраля

Репетиция централизованного экзамена (РЦЭ) для учащихся 11-х классов школ...

Нарышкин: Запад хочет дестабилизировать ситуацию в Беларуси

Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США и британская разведывательная служба...

Польские власти продолжают уничтожать Беловежскую пущу

С середины ноября под топор идут деревья на окраине...