«Сколько лет работаю – никогда не отмечали дома с семьей Новый год. В каждой работе есть плюсы и минусы. Я отношусь к этому спокойно», – раскрывает особенности своей профессии Ирина Антоновна Цыганчук. По случаю профессионального праздника она удостоена Почетной грамоты Дрогичинского районного исполнительного комитета. Образцовый ансамбль эстрадного танца «Маскарад» под руководством хореографа не только радует местного зрителя, но и успешно выступает на престижных конкурсах. Ирина Антоновна поделилась с читателями «ДВ» воспоминаниями о своем творческом пути и мыслями о том, как сделать своих воспитанников успешными.
– Как вы пришли в сферу культуры и сколько лет отдали этой деятельности?
– Хореографии и танцам я принадлежу уже 29 лет. Родом я из Барановичей, всю жизнь занималась спортом. В школе спортивной акробатики мое творческое начало уже заявляло о себе: иногда я ставила композиции для акробатов-гимнастов. Ну и в один момент мой педагог Леонид Николаевич Янушко – очень хороший и порядочный человек, сказал, что мне нужно развивать это в себе и идти учиться. А мне хотелось рвануть подальше от родителей, вот я и послушала наставника. В 1989 году закончила Гродненское культурно-просветительское училище и уехала работать в Дрогичин.
Сначала было крайне тяжело, приходилось очень много трудиться, денег не хватало, к тому же я помогала маме, которая всю жизнь болела. Более того – за столько лет трудовой деятельности я так и не узнала, что такое декретный отпуск: когда вышла на работу, одному ребенку было 6 месяцев, второму – 2 месяца: за пазуху ребенка, коляску в руки и побежала. И, знаете, все успевала, и не на одной работе. Все эти обстоятельства сформировали во мне закалку и терпение, которые так необходимы, и не только в рабочие моменты.
К слову, мои дети и даже зять тоже выбрали себе танцевальную стезю. Старший сын Антон недавно пошел учиться на хореографа. Он в детстве начинал танцевать, потом забросил. Но я не сомневаюсь в его целеустремленности и в том, что он выжмет из себя по-максимуму, добьется своего. Антон хороший теоретик, на 2-м курсе он уже владеет очень большим объемом знаний и может где-то меня исправить и сделать замечание.
Виктория – хореограф-постановщик, преподаватель и артист балета. Она пришла в танцы еще в школе, в классе 5-м. Видимо, ее ожидания не оправдались, поэтому ушла со словами: «Мама, танцуй свои детские танцы сама». Это был ее выбор, я отнеслась к нему с уважением и приняла как есть. Через какое-то время дочь вернулась, начала много работать над собой. Всему училась сама, даже становиться на пуанты. Потом Вика и в Россию ездила. Там, в городе Иваново, был такой конкурс «Дебют», где они второе место заняли в номинации «народный танец».
Сейчас она занимается современной хореографией, у них с мужем своя танцевальная школа «Даймонд» в Кобрине, где она преподает hip-hop, twerk и другие направления. Зять все время ездит на мастер-классы, недавно был в танцевальном лагере в Польше, где работал со всемирно известными хореографами, которые ставят подтанцовки Майкла Джексона, Бейонсе и Рианны.
Вика постоянно агитирует меня уехать, иногда даже в шутку угрожает, что просто приедет и заберет меня. На что я ей всегда отвечаю: «Вика, нет. Я не хочу в большой город. Суета у меня уже и без того в горле стоит». Мне нравится, что я живу в маленьком городе, где развита инфраструктура и есть все необходимое для комфортной жизни. Не хочется мне никуда. Может, я уже старею?
– Вы сказали, что ваша дочь танцует современные направления. Каково ваше отношение как преподавателя народного и эстрадного танца к новым и весьма провокационным стилям?
– Супер! Мне очень нравится! Вика иногда приезжает ко мне сюда и ставит что-то, дети балдеют!
Однако если я не умею этого делать, то лучше этим не заниматься вообще. А вот смотреть со стороны – одно удовольствие. Все-таки душой и телом я принадлежу народным танцам, бальные тоже очень люблю. Могу и танго поставить, и вальс. Эстрада есть эстрада. На ней я выросла: на Пугачевой, на Софии Ротару, на Кобзоне.
Хотя в СССР был брейк-данс, я вела его как-то. Мальчики весьма активно собирались, инициатором всего этого движения был Саша Круг. В основном они сами все делали, а я подсказывала и помогала поставить какие-нибудь акробатические трюки.
– Вы руководитель образцового ансамбля эстрадного танца «Маскарад», с которым вы принимали участие в III Международном конкурсе-фестивале искусств «Музыки свет-2018» и были награждены Дипломом II степени. Расскажите, с какими сложностями приходится сталкиваться сегодня в обучении детей?
– Основная проблема современных детей – это лень. Они мало двигаются, мало развиваются. Я сразу говорю, что не люблю ленивых. Если ребенку не дано, но он работает, то я никогда не накричу. Я поддержу и научу. А на тех, кто не старается, просто не обращаю внимания. Они это чувствуют и начинают работать. Есть у меня талантливая, но сложная девочка. Как-то решила я ее игнорировать – она сразу начала работать. Самое страшное – когда я не обращаю внимания. Это значит, что не буду тратить на них время и энергию. Дети об этом уже знают.
Например, когда я была школьницей, так в полпятого вставала и ехала на тренировку, потом в школу и опять на тренировки. И так было каждый день. Да, это было нелегко. Я как вспомню – еду и реву, а спать то хочется. Но такой ритм закалил меня.
У нынешнего поколения даже мышление другое: все в гаджетах, из-за этого страдает память. Однако есть и очень талантливые дети. Ко мне недавно пришла девочка, она только во 2-м классе, занимается у меня год. И, знаете, она наравне с детьми, которые ходят ко мне четыре года. Нужно развивать в них трудолюбие и силу воли. Допустим, средняя группа «Маскарада», в ансамбле 14 детей, 3-6 класс по возрасту. Помимо «Маскарада» у меня есть и «Шалунишки» – эстрадно-спортивная группа, у них 4 группы по 15 человек.
Но они сильные, им нужно усердно работать – и тогда они все смогут.
Подтверждение этому – второе место на Международном фестивале из 21 коллектива. Держать образцовый довольно сложно, так как очень серьезные требования: и костюмы, и замысел должен быть понятен судьям, драматургия, кульминация. Прямо как в театре, только должно быть это в танце, где вместо слов – движения.
Мы очень вдохновились, поэтому не планируем останавливаться. Такие конкурсы для ребят – мотивация, позитивные эмоции и подзарядка. Занимаемся каждый день, оттачиваем движения. Одна не туда пошла, руки не там – начинаем сначала. Трудности всегда есть, так должно быть. Я и дочери своей говорю все время: «Будет трудно – ори, будет невозможно дышать – кричи, но никогда не опускай руки». Никогда. Если ничего не хочется делать – это уже конец. Нужно всегда идти вперед. Я и детей так учу.
Бывает, не хватает катастрофически времени. Я бы работала и работала с детьми, но у них есть школа и т.д. Кто-то болеет, кто-то не приходит. Это ведь коллективная работа.
Родители иногда возмущаются. На что я им отвечаю: «Так, родители, не мешайте вашему ребенку становиться сильным». От родителей, кстати, тоже многое зависит. Детей нужно держать в тонусе и не распускать: где-то и поругать, где-то и похвалить. Главное, не переусердствовать. Ведь разные ситуации бывают, например, поставила я 4-летнего ребенка в вальс. Он вышел на сцену, а там светомузыка и все пестрит. Мальчик забыл про танец и смотрел на свет. Зато другие танцевали. Разве это повод кричать и злиться?
Перед выходом на сцену детей нужно настроить. Я это делаю при помощи фразы: «Я буду рядышком, за сценой, а твоя мамочка в зрительном зале, она смотрит на тебя и восхищается». Дети сами должны решиться на этот шаг и перебороть себя, насильно я никого выпихивать из-за кулис не буду. У меня есть, к примеру, одна девочка, которая довольно успешно занималась, но на сцену выходить боялась. А потом кто-то заболел, и я попросила выйти ее. Что вы думаете? Она переборола себя и вышла.
Однако самое сложное – это эмоциональность. Иногда дети на сцене боятся улыбнуться. Но, как правило, если много выступлений за плечами, – то ребята раскрепощаются.
– На какие еще фестивали в планах поехать в этом году?
– Планируем съездить на фестиваль в Лиду, в Брест и еще раз в Минск. Очень хотелось бы попасть на «Золотую пчелку» – очень престижное мероприятие. Все, конечно, упирается в финансы, но будем стараться. У нас уже есть две композиции, сейчас будем их оттачивать, чтобы достойно выступить. Шикарные костюмы тоже уже готовы, спасибо нашему костюмеру Валентине Александровне.
Главное, чтобы здоровье детей позволило. Но я надеюсь, что будет все «окей».
Анна ГЛИННИК
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА