spot_img

Афганистан – священная память Зинаиды Родак

Дата:

Вся ее жизнь, начиная с раннего детства, – череда испытаний, выдержать которые под силу далеко не каждому. Однако она, следуя своему принципу «встать на один раз больше, чем ты упал», – вынесла и преодолела многие жизненные трудности. И теперь понимает, насколько прав был Ницше в своем утверждении: то, что нас не убивает, делает нас сильнее.

Сегодня она, эта стройная, хрупкая южная красавица Зинаида Павловна Родак, – самодостаточный человек, любящая мама двух дочерей и бабушка троих внуков. И за ее плечами – не только сиротское детство, но и война в Афганистане, куда она, комсомолка, активистка, спортсменка, ушла добровольцем. В далеком 1983-м году…

А родилась Зина в солнечной Молдавии. Но та зима, когда она осиротела, и сегодня отзывается сплошным холодом – в ее сердце и в памяти. Зине не забылось, как долго лежала и болела мама, как потом ее и младших братьев-погодков по очереди подносили к ней попрощаться. А затем отец оформил пятилетнюю Зинаиду и своих маленьких сыновей в детский дом. Однажды она, увидев похоронную процессию, вышла за детдомовскую ограду и отправилась вслед за нею: так она стремилась к маме. И эта тоска по родному человеку преследовала ее всю оставшуюся жизнь.

В доме-интернате она получила неплохое воспитание и образование, и, подрастая, мечтала стать медиком, хотела спасать людей. Ей казалось, что если бы у нее была возможность, она смогла бы помочь и своей маме. «Пускай бы она болела, но я бы ее лечила – и она бы жила», – с такими мыслями Зина подала документы и поступила в медучилище. Но содержать ее было некому, к тому же надо было поддерживать и младших братьев, для которых она была единственным родным человеком. И Зина оставила учебу, устроившись на работу и перейдя в вечернюю школу. Но потом осознала, что надо получить профессию, снова поступила в медучилище и сразу же пошла работать на станцию скорой медицинской помощи.

«Днем бежала на занятия, а ночью – на дежурство. И к получению диплома я уже имела немалый опыт и практические знания», – рассказывает моя собеседница.

Зина училась в Бендерах, а распределили ее в столицу Молдавии – в Кишинев. Помимо работы в баклаборатории, девушка увлекалась туризмом, была секретарем комсомольской организации медучреждения, занималась активной общественной работой. И, конечно же, мимо нее не прошла информация, что в военкомате комплектуют группу медиков для отправки в Афганистан. Предложили поехать и Зинаиде.

«В пятницу сказали об этом, а в понедельник нужно было дать ответ. Мне не у кого было спрашивать совета и разрешения, и я подумала, что если мне предлагают это дело, значит, там нужна моя помощь, и я должна поехать. За неделю прошла все собеседования, оформила необходимые документы и самолетом прилетела в Кабул. Там нам сделали множество всяких прививок, и меня отправили на работу в госпиталь в Шинданде», – вспоминает З.П. Родак.

Девушка оказалась в суровых полевых условиях, когда в палатки и в глаза постоянно летел сухой ветер с песком, когда вокруг слышались стоны больных и раненых, а молдавские сады и утопающие в зелени улицы вспоминались как сладкий сон.

Привыкнуть ко всему этому и научиться жить в суровых условиях ей, 21-летней девчушке, помогла ее коллега Раиса Ивановна Иванова, которая была старше возрастом, встретила и оберегала ее, как мама. «Несколько раз пробовала отыскать ее, но пока не получилось», – говорит З.П.Родак.

Зинаиду Павловну определили работать в терапию и неврологию, а потом назначили старшей медсестрой отделения. «Хотя приходилось помогать и в хирургии, и в приемном покое. Если видим, что над госпиталем кружит вертолет, сразу всем – боевая готовность. Очень трудно было привыкнуть к постоянному присутствию смерти, видеть своих ровесников без ног, без рук, без ушей… Но там мы научились сдерживать свои эмоции. И четко понимали слово «Надо!». И никто не спрашивал, дадут ли выходной за то, что работаешь сутками. Ты просто идешь и делаешь то, что нужно и сколько нужно», – рассказывает Зинаида Павловна.

Лечили не только военных, но и местное население. Однажды отец привез мальчика с запущенной формой брюшного тифа. И пригрозил: если не спасете – ждите расплаты. «Мальчишка умер, а мы ждали нападения душманов. Я ходила по комнате и думала, где можно будет спрятаться. И понимала, что укрыться мне негде, – разве что под кроватью. И от этого было немного жутко, потому что я знала: в случае нападения нас не просто убьют – нас жестоко перережут. А чтобы успокоиться, я начинала вязать. Я могла за ночь связать свитер, а утром его распустить и все начать сначала», – вспоминает то нелегкое время З.П.Родак.

Хотя жизнь и на войне продолжалась: в госпитале была создана комсомольская организация, которую возглавляла Зина. Там же молодежь организовала художественную самодеятельность, готовила концерты, с которыми в свободное время ездили выступать в действующие воинские части. Неоднократно попадали под обстрелы, но, как говорит моя собеседница, по молодости казалось, что жизнь не может оборваться здесь и сейчас, когда впереди – столько незавершенных дел.Пронесло – и забыли! Страшно стало потом, в более зрелом возрасте, когда она начинала анализировать, через что прошла и как печально все это могло бы закончиться.

Но, как признается Зинаида Павловна, она была настроена на то, чтобы вернуться домой. Хотя, по сути, и дома у нее не было, а лишь небольшая комната в общежитии в Кишиневе. Но у нее имелась цель: она очень хотела поступить учиться и закончить мединститут, и она готовилась к тому, чтобы помогать другим людям. И была уверена, что, имея знания и определенные льготы, которые ей давала служба в Афганистане, она обязательно поступит…

Но в Молдавию Зина не вернулась. На войне она встретила свою любовь, и когда закончился контракт, вместе с супругом приехала к нему на родину – в Дрогичин.

Вскоре в семье появился ребенок и другие заботы. Да и мединститута поблизости не было, и у молодой женщины не нашлось никого, кто бы поддержал и помог ей осуществить давнюю мечту. Она растила дочерей, Яну и Виолетту, работала в райбольнице, и, как признается Зинаида Павловна, ей очень нравился коллектив и люди, с которыми она трудилась.

Потом женщина тяжело заболела, и сегодня она говорит о том, что очень благодарна местному врачу-гинекологу Людмиле Васильевне Скорб, которая дала ей вторую жизнь, которая наставляла и помогала найти спасение.

«Моя мама умерла в 36 лет, и в этом же возрасте, в мой день рождения, мне предстояла сложнейшая операция. И мне почему-то казалось, что я должна умереть, как моя мама. Но все завершилось благополучно, я выжила, и решила, что должна выкарабкаться из этой ситуации, чтобы помочь своим дочерям, чтобы они, как я когда-то, не остались сиротами», – говорит Зинаида Павловна, с горечью вспоминая о пережитом.

После всего этого З.П.Родак начала интересоваться альтернативной медициной, познакомилась и впоследствии окончила «Академию Здоровья» Международного Кораллового Клуба – обучающей структуры, которая работает под эгидой Российского университета Дружбы Народов им. Патриса Лумумбы и на профессиональном уровне обучает эффективным методам и способам сохранения здоровья человека в условиях неблагоприятной экологической обстановки. И сегодня Зинаида Павловна является представителем и консультантом Международного Кораллового Клуба.

Она научилась не просто прекрасно выглядеть, но и жить в согласии с собой, со своими внутренними убеждениями. Она почти перестала жить прошлым, хотя от памяти никуда не убежишь и не спрячешься. И иногда ее очень больно ранит отношение тех, кто не видел войны, к воинам-интернационалистам. Зинаида Павловна вспоминает, как стояла в очереди и один из солдат-афганцев, имеющий серьезное ранение, воспользовался удостоверением, чтобы его отпустили раньше. Она стояла невдалеке и помнит, как сзади ее женщина возмущенно шипела: «Нашлись ветераны-льготники. А кто их туда посылал?»

«Я сдержала себя и даже не обернулась, потому что если бы оглянулась, наверное, ударила бы ее по лицу. Просто потому, что видела, в каких муках порой умирали совсем юные мальчишки, которые на чужой земле выполняли приказ Родины и защищали интересы своей страны, веря в то, что страдают они не напрасно и что их не забудут…» – говорит бывшая военная медсестра Зинаида Павловна Родак.

И для нее это – священная память…

Галина ШАФРАН

Фото автора

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем