spot_img

В городской школе №2 создали музей вычислительной техники

Дата:

Арифмометр, логарифмическая линейка и компьютер «Корвет» – эти и другие вычислительные устройства, образцы компьютерной техники прошлых лет собраны в СШ №2 нашего города. Все данные предметы, а их в коллекции школы более 60 экземпляров, размещены в небольшой лаборантской кабинета информатики. Время от времени там проходят уроки-экскурсии для учащихся учреждения образования. Также мы посетили комнату истории развития вычислительной техники средней школы №2, узнали много нового из области информационных технологий, пополнили свой кругозор новыми знаниями, пообщавшись с создателем коллекции директором школы Н.С. Шеметом.

Директор СШ №2 Никита Степанович Шемет знакомит с раритетной механической видеокамерой

Идея эта пришла Никите Степановичу около 7 лет назад. Он начал собирать вычислительные устройства прошлых лет, электронную аппаратуру. Все это близко директору школы, ведь по специальности он учитель информатики.

В поисках предметов для коллекции Никита Степанович обратился с просьбой к ученикам школы, родителям, руководителям организаций. Кто-то принес старую ненужную вещь из дома, кто-то передал списанную конторскую вычислительную или компьютерную технику.

Слева на стене кабинета размещены стенды, в которых собрана подробная информация о вычислительных устройствах разных эпох, начиная с древнегреческих счетов абак, немеханических и механических счетных приспособлениях, заканчивая пятым поколением ЭВМ. Справа непосредственно вниманию посетителей представлены предметы коллекции.

Вот один из самых интересных – советский арифмометр «Феликс», который выпускался с 1929 по 1978 годы и был очень распространен в то время. Это механическое устройство выполняет четыре простейших арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление, и раньше являлся незаменимым помощником в работе бухгалтера. Среди экспонатов мы увидели логарифмическую линейку, подобную той, которой многие из нас пользовались в школе. Перфокарты, представляющие собой карточку с цифрами, точками. Пропуская такую карту через счетную машину, можно было выполнить до восьми арифметических операций.

– Магнитная лента для ЭВМ, одна из тех, которые использовались в работе первых громоздких компьютеров середины прошлого столетия, – достал со стеллажа дискету размером с большую грампластинку Никита Степанович. – Ее нам передал один из технических ВУЗов Минска.

Здесь имеются первые из персональных компьютеров модели «Корвет», хорошо знакомые тем, кто учился в школе в 90-е годы. Тогда эти электронные устройства практически повсеместно стали использоваться в учебном процессе, появился новый незнакомый ранее предмет – информатика. Также есть в этой коллекции и немецкий аналог «Роботрон», который получил широкое распространение примерно в то же время и, в отличие от «Корвета», мог загружать другие компьютеры (выводя информацию на экраны других компьютеров) подобно серверу. Монитор, клавиатура, «системник» – составные части этого электронного устройства. А вот компьютерной мыши к нему не прилагалось. Все необходимые операции можно было выполнять на клавиатуре. Следующий из предметов коллекции – более усовершенствованная модель, компьютер «Сценик» также мог считывать информацию с дискет. И, наконец, современные персональные компьютеры. ЭВМ пятого поколения здесь не представлены, они (Никита Степанович улыбается) сегодня есть в кармане почти каждого второго школьника – это известные теперь всем смартфоны и айфоны.

Никита Степанович познакомил нас с пишущими машинками, имеющимися в комнате истории развития вычислительной техники: старой механической моделью, полуэлектронными образцами и полностью электронным аналогом с программным обеспечением «Ромашка», широко распространенным в СССР и в Республике Беларусь в конце 80-х и 90-е годы.

– Вот обычная дискета размером 3,25 дюйма с объемом памяти 1, 44 мегабайта. Конечно, не сравнить с современными электронными носителями информации. Теперь флешку в 1 гигабайт никто уже, наверное, не хочет покупать. Что говорить о дискете, на которой могли вместиться всего лишь несколько текстовых файлов. Но этак лет пятнадцать назад она пользовалась большой популярностью, – отметил наш собеседник.

– И, наконец, самый интересный из предметов данной коллекции – механическая видеокамера «Киев 16 С-3», – продолжает учитель информатики. – Дети очень удивляются, когда узнают, что она работала без батареек, без электричества. Чтобы снимать видео, нужно было накрутить ручку. Такую камеру можно увидеть в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой», который вышел на экраны более пяти лет назад, – поясняет Никита Степанович.

Может, у людей постарше все эти экспонаты не вызовут удивления, но для сегодняшнего школьника они покажутся очень интересными, как считает наш собеседник, произведут впечатление.

Из планов на будущее у директора школы и дальше пополнять данную коллекцию, а также создать ее электронный каталог.

– Вообще, в нашей школе информатизация учебного процесса занимает особое место. Так сказать, стараемся идти в ногу со временем. У нас с недавних пор введены электронные дневники, а также мы создали локальную компьютерную сеть. В современной жизни получить быстрый доступ к нужной информации – очень важно, поэтому два месяца назад на здании школы мы разместили QR-код с информацией о нашей школе. Принцип его использования следующий: наведя видеокамеру на смартфоне на изображение QR-кода, получаем требуемую информацию. Нужно лишь, чтобы на вашем гаджете было установлено соответствующее приложение, – говорит директор СШ №2.

В целом, в средней школе №2 созданы неплохие условия для того, чтобы учащиеся могли на должном уровне осваивать современные информационные технологии. Это подтверждают и результаты. В прошлом году воспитанник школы девятиклассник Евгений Кульбеда стал лучшим в районе на предметной олимпиаде по информатике. Сейчас парень готовится к областной научно-практической конференции, где он собирается представить разработанную им тестирующую программу. Выпускник школы, Дмитрий Гречко принимал участие в районном этапе республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» со своим электронным дидактическим пособием для учителей музыки.

Педагоги и обучающиеся СШ №2 планируют и в дальнейшем активно внедрять информационные технологии в образовательный процесс.

Андрей РАССАФОНОВ

Фото Ивана ЛЕОНЧИКА

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Яркое открытие елки в Дрогичине: праздник для всей семьи

В Дрогичине прошло торжественное открытие главной новогодней елки, которое...

Кедми: “Орешник” делает немыслимыми любые угрозы безопасности Беларуси

"Орешник" делает немыслимыми любые угрозы безопасности Беларуси. Такое мнение...

Пожар в Дрогичине: работники МЧС спасли хозяина квартиры

Вчера вечером спасателям сообщили о пожаре в квартире на...

Дрогичинским РОВД проводится комплекс профилактических мероприятий

Дрогичинский РОВД информирует о начале комплекса профилактических мероприятий, направленных...