Наша беседа с заместителем председателя районной комиссии по делам несовершеннолетних Татьяной Александровной Омельянович то и дело прерывалась телефонными звонками. Звонили и социальный педагог из школы, и сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних, и бабушка детей, над которыми из-за недостойного поведения матери нависла угроза быть изъятыми из семьи.
Интервью и так получалось далеко не праздничным, хотя поводом для него и послужил 100-летний юбилей. Круг забот и обязанностей комиссии по делам несовершеннолетних таков, что мажорные ноты не уместны. Ведь за каждым правонарушением и преступлением – судьба еще не окрепшего морально подростка, которая так легко может быть сломана, а каждая неблагополучная семья – это слезы детей, которых пугает жизнь не только рядом с пьющими родителями, но и без них.
– Татьяна Александровна, на следующей неделе пройдет заседание комиссии, на котором будут рассматриваться итоги работы за 2017-й год. Но, очевидно, уже сегодня можно назвать некоторые цифры, отражающие ситуацию с подростковой преступностью в районе.
– Цифры свидетельствуют о снижении преступности среди несовершеннолетних. Так, если в 2016-м году подростками было совершено 19 преступлений, то в прошлом – 11. Это, конечно же, позитивный момент: меньшее количество людей пострадало от противозаконных действий несовершеннолетних. По-прежнему наиболее часто ребята совершают кражи имущества. Вот и в прошлом году на их счету было 8 краж. Также подростки совершили 2 уголовно наказуемых хулиганства, был зарегистрирован и один факт сообщения заведомо ложных сведений об опасности.
Но для большой радости нет повода. В совершении преступлений участвовали 14 подростков: 8 учащихся областного аграрно-производственного профессионального лицея, по одному ученику Немержанской, Хомской и Антопольской средних школ, два ученика СШ №2 г.Дрогичина, одно преступление на счету несовершеннолетнего жителя соседнего, Березовского района. А это означает, что мы, взрослые, не сумели вовремя рассмотреть в этих ребятах преступные наклонности. А если и рассмотрели, то не все сделали для того, чтобы помешать им реализовать противозаконные замыслы, чтобы предупредить преступления. Ведь судимость – не грамота за хорошее поведение, а черное пятно на всю жизнь. Появляясь в подростковом возрасте, эти пятна угрожают окрасить в черный цвет всю дальнейшую жизнь человека. И задача комиссии по делам несовершеннолетних, сотрудников правоохранительных органов, работников сферы образования, сельисполкомов на местах, общественных организаций – сделать все, чтобы уберечь подростков от совершения преступных действий и правонарушений. Методы приемлемы разные: от увлечения ребят интересными делами, убеждений и душевных бесед до штрафных санкций.
Если возвратиться к статистике, то можно констатировать тот факт, что в 2017-м году уменьшилось количество преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения. Однако всерьез настораживает нарастающая агрессивность ребят, ведь в двух случаях хулиганские действия совершались с применением насилия. И еще один немаловажный момент. Нельзя сказать, что преступления совершали дети, которые воспитываются в неблагополучных семьях. Семьи неплохие, но большинство из них – неполные. Отсутствие отцовской опеки, мужского воспитания, возможно, и приводит к тому, что мальчишки становятся неуправляемыми, совершают преступления и правонарушения.
– Татьяна Александровна, а вот интересно, как строят свои семейные отношения, став взрослыми, дети, которые выросли в неблагополучных семьях?
– Боюсь, ответ на этот вопрос будет неутешительным. В должности заместителя председателя районной комиссии по делам несовершеннолетних я работаю с 2001-го года. Много лет комиссию возглавляет и заместитель председателя райисполкома Владимир Иванович Неред. Так вот нередко на заседаниях нам приходится рассматривать материалы на родителей, которые сами выросли в неблагополучных семьях, а также на тех, кто в подростковом возрасте попадал в поле зрения комиссии, совершая правонарушения. К сожалению, семейное неблагополучие молодеет. Пристального внимания социальных служб требуют к себе малыши, родителям которых самим всего-то лет 19-20.
– Вы могли бы привести яркий пример исправления неблагополучных родителей?
– Я не стану этого делать. И вовсе не потому, что за 16 лет работы не было семьи, которая изменила бы свой образ жизни и от которой отклеился бы ярлык «семья социально опасного положения». Проблема в том, что большинство неблагополучных родителей страдают алкоголизмом. И даже если сегодня они закодировались, устроились на работу, навели порядок в доме и заполнили продуктами холодильник, нельзя быть уверенным в том, что завтра они не сорвутся и не вернутся к прежней жизни. Они словно по минному полю идут и требуют к себе постоянного внимания со стороны соответствующих служб. Конечно же, мы радуемся, когда родители находят в себе силы, чтобы изменить свой образ жизни и вернуть домой детей после их пребывания в социальном приюте. Каждый день, прожитый с родными людьми, особенно если они не пьют и заботятся о тебе, дорог ребенку в любом возрасте.
Так, в прошлом году районной комиссией по делам несовершеннолетних были приняты решения о признании нуждающимися в государственной защите семерых детей из трех семей. Две семьи себя реабилитировали, дети теперь живут с родителями. Мы наблюдаем за этими семьями: у них все складывается благополучно. А вот четверо деток из третьей – многодетной семьи пока остаются на государственном обеспечении. Их мама лишена родительских прав, а отец, в силу пристрастия к спиртному, не справляется с воспитанием. Мужчина получил шанс исправить ситуацию, и мы очень надеемся, что он воспользуется этой возможностью. Только от него зависит, будут ли дети счастливы и будет ли счастлив он сам. Ведь нет большей радости для родителей, чем наблюдать за успехами своих детей и гордиться ими.
Всего на учете в нашем районе состоит 102 семьи, которые признаны находящимися в социально опасном положении. В них воспитывается 265 детей. К сожалению, неблагополучных семей не становится меньше. Выявление семейного неблагополучия в самом зародыше является основой основ нашей работы.
– Прежде комиссии по делам несовершеннолетних были и в сельисполкомах. Но сейчас на местах нет такой структуры. Повлияло ли упразднение комиссий на эффективность работы с неблагополучными семьями?
– Конечно же, нет. Доказательством этого служит тот факт, что небольшое количество детей нам приходится отбирать из семей. Работа по-прежнему ведется слаженно, активно. Во многом благодаря и тому, что районную комиссию возглавляет человек неравнодушный, вникающий в проблемы семей – Владимир Иванович Неред. Функцию сельских комиссий на себя взяли общественные пункты охраны правопорядка, возглавляют которые председатели сельисполкомов. Неблагополучные семьи посещаются на дому, родителей вызывают в сельсовет, на заседания общественного пункта. Особенно мне хотелось бы отметить председателей Дрогичинского и Радостовского сельисполкомов Татьяну Петровну Юрашевич и Алёну Степановну Сухаревич, которые тонко чувствуют, когда оступившимся родителям нужно слово поддержки, а когда только строгостью и жесткостью можно повлиять на человека.
Невозможно представить себе работу с неблагополучными семьями и подростками без участия социальных педагогов. Большой опыт работы у Виталия Ивановича Джиги из Брашевичской СШ. Участок у него не простой: в местных деревнях проживает немало граждан цыганской национальности. Но Виталий Иванович находит общий язык со всеми, силой убеждения влияет и на взрослых, и на детей. Социальный педагог Липникской СШ Ольга Александровна Филонюк еще и сама годами молода, и работает недавно, но уже заявила о себе как о настоящем профессионале. Пожалуй, самое большое количество семей в социально опасном положении проживает на территории обслуживания Заречковской СШ, но все они находятся под пристальным вниманием. Директор школы Светлана Ивановна Дышко прежде сама работала социальным педагогом. В душе она им и остается, переживает за каждую семью, в которой не слишком много счастья видят дети.
По-прежнему в строю остается и Ольга Ивановна Каменец. Много лет она являлась членом районной комиссии по делам несовершеннолетних. Ольга Ивановна на пенсии, но работает социальным педагогом в Перковичской СШ. Мы часто созваниваемся, обсуждаем возникающие ситуации, советуемся. Ведь сколько бы ты ни работал в комиссии, принятие решений дается нелегко, потому что за каждым из них дальнейшая жизнь человека и даже целой семьи.
Работаем мы и в тесной взаимосвязи с районным отделом внутренних дел, в частности с инспекцией по делам несовершеннолетних. Неравнодушие и профессионализм отличают офицеров милиции Леонида Леонидовича Якуту и Романа Юрьевича Павловича. В районном отделе образования сектор охраны детства возглавляет еще один профессионал – Ольга Петровна Боева. Замечательные люди во главе с директором Любовью Федоровной Николайчик трудятся в районном социальном приюте.
Все вместе мы стараемся, чтобы ни один ребенок в нашем районе не оставался наедине со сложной жизненной ситуацией, защищаем детей от жестокости, насилия, негативного влияния социальной среды. Такую непростую миссию доверило нам государство, которое заботится и об институте семьи, и о воспитании подрастающих граждан.
Беседовала Нина ТКАЧУК
Фото автора