Вечер обещал быть нескучным после того, как на домашний номер поступил нежданный телефонный звонок и располагающий женский голос заботливо поинтересовался, давно ли в нашей квартире стоят пластиковые окна? Узнав, что они являются ровесниками дома, которому перевалило за десяток лет, моя незнакомая собеседница безапелляционно строгим голосом оповестила, что их фирме (далее следовало ее невнятное название) поступил государственный заказ: проверить надежность всех пластиковых окон в жилых помещениях Дрогичина, и что практически вся эта работа ими уже выполнена, за исключением нескольких квартир, включая нашу. На все мои возражения, что у нас все в порядке с окнами и никаких проблем в процессе их эксплуатации не возникает, женщина с настойчивой укоризненностью заметила: мол, мы заботимся о вашей безопасности, а вы не хотите показать нам окна, которые мы обязаны осмотреть…
И здесь, признаюсь, я дала некоторую слабинку и замешкалась с аргументированным ответом. Моя телефонная собеседница быстро воспользовалась возникшей паузой и проговорила: «Через час мы пришлем к вам нашего специалиста. Будьте дома, не подведите меня!». И положила трубку.
Я быстро зашла в Интернет, чтобы прочитать об озвученной государственной акции по обследованию пластиковых окон. Как и предполагалось, никакой официальной информации обо всем этом и в помине не было, а посему становилось понятно, что это была намеренная попытка ввести меня в заблуждение. С целью одурманивания и выманивания денег. В подтверждение чему на экране монитора высветилась уйма предупреждающих сообщений о том, что во многих городах республики появились сервисные фирмы по ремонту ПВХ-окон, которые настойчиво предлагают свои услуги, разводя людей на дорогостоящие услуги. На деле, как описывали очевидцы, все выглядит примерно так: приходит «оконных дел мастер», проверяет окна в квартире или доме, по факту находит мелкие неисправности и убеждает хозяев починить их, а затем заключается договор и появляется огромный счет. Пока человек опомнится – документ уже подписан и нужно платить. И в таком случае решить проблему обманутого потребителя довольно сложно, потому что все нужные бумаги такие непрошеные «благотворители» составляют очень грамотно…
Пока я изучала весь этот материал, зазвонил домофон. «Вам обо мне говорили по телефону. Я пришел провести диагностику ваших пластиковых окон», – представился мужчина. «Вы знаете, я изучила ситуацию и выяснила, что никакого государственного заказа на обследование пластиковых окон не существует и никакая государственная организация этим не занимается», – отпарировала в ответ. «А мы из частной фирмы», – бесхитростно заявил мой домофонный собеседник, опровергая предыдущие уверения своей коллеги о том, что обследование окон – дело исключительно государственной важности, а не чьего-то личного обогащения.
«Тогда – до свидания, и забудьте этот телефонный номер», – сказала я визитеру, надеясь, что так оно и будет.
Оставшись наедине со своими размышлениями, почему-то вспомнился другой, очень похожий, случай. Некоторое время назад в квартиру позвонила хрупкая девушка и, обеспокоенная тем, что мы «постоянно пьем плохую воду из крана и губим свое здоровье», предложила рассказать о чудодейственных фильтрах, пообещав при этом, что ее просветительная беседа «ничего не будет стоить и ни к чему нас не обяжет». Девушку стало жалко (мало ли сколько лекций о здоровой воде ей нужно прочитать в городе), и мы согласились на ее предложение. К тому же любопытство – часть нашей профессии.
Вначале было откровенно скучно, но мы всей семьей проявляли уважение к ее усилиям и внимательно слушали. В завершение своей лекции девушка попросила принести стакан воды из крана, бросила в него электролизатор, с которым нас знакомили еще на школьных уроках химии, отчего на дне емкости появился естественный в таких случаях осадок. «Вот вся эта грязь будет оседать в вашем организме, если вы продолжите пить воду из крана», – горячо убеждала нас непрошеная гостья. Она была уверена, что уже полностью охмурила и обворожила нас своими аргументами, и осталось только решить главный вопрос. «Так будете покупать фильтр для воды?» – мило спросила девушка. (Как мне помнится, стоил он где-то порядка 700 нынешних рублей). И добавила, что можно оформить договор с рассрочкой выплаты. «Нет, покупать и устанавливать в квартире ничего не будем. Спасибо, что посетили нас», – так же любезно ответила я нашей благодетельнице.
Нужно было видеть, как в один момент исчезла ее доброжелательность и обходительность, и очаровательная девушка готова была испепелить нас своим недовольным взглядом. Прощание было довольно холодным…
В данном случае ее ораторские усилия не возымели ожидаемого эффекта и не принесли желаемого дохода. А ведь были люди, которые велись на подобную «пропаганду» и на разных этапах становились «счастливыми обладателями» «сверхэффективных» фильтров по баснословной цене, уникальных кастрюль стоимостью выращенного кабанчика и другой чудодейственной утвари. Заключали договоры на их оплату в рассрочку, а когда покупатели приходили в себя – на руках оставался лишь грамотно составленный документ, который обязывал их платить по выставленным счетам.
Что же касается недавнего общения с представителями навязчивого ремонтно-оконного сервиса, то, как оказалось, не меня одну в нашем Дрогичине они пытались завлечь в свои хитросплетенные сети. Кто-то из коллег рассказывал, что их впечатлительная знакомая после настойчивых убеждений все-таки впустила в квартиру мастеров и те уже начали проверять окна. Благо, вовремя пришел с работы муж и, узнав суть дела, быстро выпроводил услужливых специалистов-ремонтников еще до подписания документов.
Об этих фактах сообщила юристу райисполкома Елене Ивановне Калютич, которая на общественных началах исполняет и обязанности уполномоченного по защите прав потребителей. И она подтвердила, что такие случаи в Дрогичине были и ранее, и некоторые наши доверчивые сограждане все же попались на уловки представителей «оконного» бизнеса.
В частности, как рассказала Е.И.Калютич, летом к ней обратилась молодая женщина, которая просила помочь ей расторгнуть договор на ремонт окон. По словам посетительницы, в тот день она вернулась из больницы, чувствовала себя неважно. А тут – такая забота со стороны: вежливые незнакомые люди взялись обследовать ее пластиковые окна и устранить все недостатки в их работе. Немного походив возле окон, подписали договор, и визитеры исчезли. А когда женщина отошла от лекарств и посмотрела, какую сумму придется выложить за диагностику и обслуживание квартирных окон, ей снова стало плохо. С этой обидой она пришла к Елене Ивановне, которая впоследствии свела ее с представителями областного общества защиты прав потребителей, которые имеют опыт работы в этом направлении и вплотную занимаются решением таких проблем.
Однако подобных неприятностей лучше избежать, чем потом тратить время, силы и нервы, чтобы отыграть все обратно. Изначально надо помнить о том, что никто не обязан показывать свои окна и впускать в дом или квартиру представителей незнакомой фирмы. Если же это случилось и человеку навязывают какой-либо сервис и торопят с принятием решения, юристы советуют не спешить заключать и подписывать какие-либо договоры. Клиент всегда вправе отказаться от услуг или взять время на раздумье. Силой подписать договор никто не заставит. И, конечно же, нужно очень внимательно читать подписываемые документы, обращая внимание на самые важные детали: стоимость услуги, сроки работ и оплаты, начисляется ли пеня за просрочку платежа, выдается ли акт выполненных работ.
Людям надо быть бдительными еще и потому, что под разным предлогом в квартиру или дом могут пробраться преступники. Спросите у непрошеных гостей фамилии и рабочий телефон, позвоните в организацию и узнайте, работают ли они там. Подобная проверка не займет много времени, но избавит от возможных неприятностей. Ведь жизнь показывает, что во многих случаях даже незабвенный Остап Бендер – герой известных произведений Ильфа и Петрова, который, по его собственному признанию, знал 400 относительно честных способов отъема денег у населения – позавидовал бы изобретательности современных искателей легких денег!
Галина ШАФРАН