Есть в нашем райцентре (как, впрочем, и в других больших и малых городах республики) служба, которую все мы считаем значимой и нужной, но при этом мечтаем, чтобы нам никогда не пришлось туда обращаться. Однако же при определенных обстоятельствах именно звонок по телефону 103 становится решающим в битве человека за жизнь. В августе 2014 года – впервые в истории существования отделения скорой и неотложной медицинской помощи Дрогичинской райбольницы – эта служба была подкреплена специалистами, имеющими высшее медицинское образование. В результате здесь были укомплектованы три выездные врачебные бригады, в которых, совместно с фельдшерами, посменно трудятся молодые доктора – заведующий отделением скорой и неотложной медицинской помощи Роман Федорович Пунько и его коллеги, Мария Антоновна Пашкевич и Александр Алексеевич Веремейчик.
Подобное нововведение имеет немало очевидных преимуществ. С одной стороны, выездные врачебные бригады призваны улучшить качество оказания медпомощи на первичном этапе, до госпитализации больного. А с другой стороны – на этом сложном и ответственном участке появились молодые, сострадательные, позитивные доктора, имеющие живой интерес к постоянному совершенствованию в своей профессии и искреннее стремление успеть, помочь, спасти тех, кто в этом нуждается.
Спасение упрощается, спрос — усиливается
Так кто же они, медики, которые первыми приходят на помощь и от которых будет зависеть жизнь и здоровье в непредвиденных экстремальных ситуациях? Как работается им в современных условиях, какие проблемы волнуют, какие рекомендации они оставляют своим пациентам? В поисках ответа на эти и другие вопросы направляюсь в отделение скорой и неотложной медицинской помощи, которое располагается с обратной стороны здания центральной аптеки. Широкой, доброжелательной улыбкой меня встречает дежурный врач выездной бригады Р.Ф.Пунько. Роман Федорович – из здешних мест, из деревни Алексеевичи. После окончания медуниверситета два года работал в терапевтическом отделении райбольницы, а в августе минувшего года ему была предложена должность заведующего отделением скорой и неотложной медицинской помощи. И теперь он – самый опытный из докторов на этом участке.
Укрепление фельдшерских бригад специалистами с высшим медицинским образованием мой собеседник считает правильным и обоснованным решением, поскольку работники этой службы нередко имеют дело с больными в крайне тяжелом состоянии, вплоть до клинической смерти. В такой ситуации очень важно действовать в несколько рук, одновременно поддерживая дыхательную, сердечную и другие жизненно важные функции организма. И здесь задача выездной бригады, в составе которой есть и врач, и фельдшер, упрощается, хотя спрос за конечный результат с них закономерным образом увеличивается.
Самой трудной и напряженной, в том числе и в эмоциональном плане, доктор Р.Ф.Пунько считает работу в местах дорожно-транспортных происшествий. В особенности ему помнится вызов, где в результате аварии в пригороде Дрогичина пострадало семь человек. В такой ситуации, как говорит Роман Федорович, очень важно сориентироваться и правильно определить, кому действительно необходима экстренная медицинская помощь. Ведь как в жизни, так и в стрессовой ситуации люди ведут себя по-разному: один будет терпеливо превозмогать сильнейшую боль, а другой и с царапиной начнет кричать о спасении.
По словам заведующего отделением Р.Ф.Пунько, «ложных вызовов на «скорую» в последнее время не поступает. Вместе с тем бывают ситуации, когда у человека в начале недели начинает болеть голова, а ближе к выходным ему приходит мысль избавиться от недуга, и он набирает телефон нашей службы. Любят вызывать «скорую» и пожилые люди, которым иногда кажется, что они умирают, а никого из близких рядом нет…»
Впоследствии, готовясь к очередному дежурному вызову, Р.Ф.Пунько показывает оснащение кареты скорой помощи, чтобы убедить меня в главном: выездная врачебная бригада лечит не только словом. И действительно, в салоне специализированного автомобиля установлено реанимационное оборудование, есть кислородные баллоны, дефибриллятор, не говоря уже о наборе необходимых медикаментов и препаратов. В экстренной ситуации все это направлено на оказание оперативной и эффективной медпомощи и спасение жизни людей. Мой собеседник рассказывает совсем недавний случай: мужчина шел с вокзала, внезапно ему стало плохо, и, падая на дорогу, он потерял сознание. К счастью для пациента, рядом с ним в тот момент оказался молодой врач-невролог райбольницы Виктор Сергеевич Якимчук, который самостоятельно начал проводить необходимые в таких случаях реанимационные мероприятия. Это помогло больному продержаться до приезда «скорой», где его сердцебиение несколько раз восстанавливали с помощью дефибриллятора. В больницу мужчину доставили в состоянии клинической смерти. Его сразу же определили в реанимационное отделение, и спустя время, благодаря неравнодушию и слаженной работе врачей на всех этапах оказания медицинской помощи, домой он пошел своим ходом…
В отличие от врачей, которые появились в отделении скорой и неотложной помощи совсем недавно, фельдшера здесь были во все времена, и до последнего времени именно они несли основные тяготы по спасению экстренных больных. В числе самых опытных представителей этой нелегкой профессии заведующий называет Нину Михайловну Мельник, Раису Васильевну Гречко, Владимира Афанасьевича Стовбу, Алексея Анатольевича Шейко, Зою Владимировну Тямчик и других фельдшеров. У каждого из них – свои профессиональные наблюдения, обобщения, выводы, по которым можно написать целое пособие по спасению людей в неординарных ситуациях.
В перерывах между вызовами успеваю побеседовать с доктором Александром Алексеевичем Веремейчиком, который полгода назад был направлен на «скорую» по распределению, и фельдшером Анной Ивановной Бышко, которая трудится на этом участке более 15 лет. В последнее время они работают вместе, в одной выездной бригаде, и очень довольны сложившимся тандемом: у врача есть современные знания, у фельдшера – необходимый практический опыт, и таким образом, оказавшись на «передовой» по спасению чьей-то жизни, они очень хорошо дополняют друг друга. А ситуации случаются самые разные. В практике Анны Ивановны был случай, когда «скорую» вызвали к мужчине, которого покусали пчелы. Приехали, а у него – анафилактический шок. Человек умирает, живому общению он уже недоступен, и медики начинают контактировать с ним через вену, вводя необходимые лекарства. Сделали нужный укол – и пациент начал оживать.
Однако бывает и по-другому: вызывают бригаду «скорой» к хроническому больному, у которого – и рак, и цирроз печени, и уйма сопутствующих болезней. Родственники надрываются, плачут, просят о спасении, ожидают чуда, а все усилия, все реанимационные мероприятия, когда медики смотрят в глаза смерти, надеясь увидеть там проблески жизни, оказываются напрасными. «Умом понимаешь, что есть ситуации, когда медицина бессильна. Но при всем этом, когда человек умирает, а ты ничем не можешь ему помочь, остается чувство, что вместе с ним уходит и частица тебя самой», – признается моя собеседница, А.И.Бышко.
Наверное, поэтому медики, работающие на «скорой», со временем испытывают синдром психологического выгорания. И у каждого из моих собеседников – своя, индивидуальная защита от стрессов. Роман Федорович Пунько ищет спасения в семье, окунаясь в заботы о двух маленьких детях, Александр Алексеевич Веремейчик старается чаще бывать в храме, Анна Ивановна Бышко восстанавливает свое эмоциональное состояние пешими прогулками или (в подходящее время) походами в лес, за грибами.
«Скорая» просит помощи
А еще работники «скорой» периодически страдают от неадекватных пациентов. «Приезжая на вызов, никогда не знаешь, кто откроет дверь. Бывает, что какой-нибудь алкоголик, страдающий с похмелья, со всех сторон матом обложит, а ты прожуешь, проглотишь услышанное и, как будто ничего и не было, продолжаешь выполнять свои обязанности», – говорит А.И.Бышко.
Женщине хорошо помнится ситуация, когда психологически неуравновешенный мужчина запер работников «скорой», которых он вызвал, в своей квартире, и стал требовать их удостоверения. Никаких документов для медиков в таких случаях не предусмотрено, о чем они и пытались втолковать неадекватному пациенту. А тот – на своем настаивает, угрожает… В какой-то момент они смогли отвлечь внимание психически больного человека и вызвать милицию, которая и освободила медиков.
Бывая на вызовах, анализируя различные ситуации, сотрудники скорой и неотложной медицинской помощи свидетельствуют: чаще всего беда происходит с теми, кто в случае недомогания ленится посещать поликлинику, контактировать со своим участковым врачом, выполнять его назначения, и таким образом доводит себя до критического состояния. Такие случаи составляют порядка 60 % вызовов скорой помощи, и поэтому у моих собеседников есть одно – самое главное – пожелание: общими усилиями улучшить эту статистику!..
Галина ШАФРАН
Фото автора