Она – хороший учитель: на ее уроках русского языка и литературы мы учимся не только грамотно писать и излагать свои мысли, но и сопоставлять свои взгляды и убеждения с поступками любимых книжных героев, учимся рассуждать, анализировать, делать правильный жизненный выбор. А значит, звание «Отличник образования Республики Беларусь» педагог Р.С.Соловейко получила вполне заслуженно.
Кроме того, Раиса Сергеевна – директор единственной в районе гимназии – учебного учреждения, которое на протяжении многих лет удерживает лидирующие позиции в образовательном процессе, и поводом для интервью с ней стали недавние достижения наших гимназистов.
— Раиса Сергеевна, в период зимних каникул на базе гимназии прошла традиционная конференция, где школьники со всего района представляли и защищали свои научно-исследовательские работы по самым различным направлениям. Рекордное количество дипломов и похвальных отзывов снова завоевали гимназисты. Чья в этом заслуга?
— Нужно отметить, что исследовательская деятельность в нашем учреждении ведется с 1998 года, и за это время у нас сформировалось свое «Гимназическое исследовательское общество». Целенаправленная работа в заданном направлении дает свои результаты, и переходящий Кубок по исследовательской деятельности уже несколько лет подряд остается в руках гимназистов. В этом – заслуга всего педагогического коллектива и непосредственно тех учеников и учителей, которые работали по избранным темам и направлениям. Если говорить конкретно, то победителей исследовательских конференций областного и республиканского уровня подготовили педагоги Сергей Алексеевич Корольчук, Татьяна Алексеевна Протасевич, Константин Леонидович Бойко, Татьяна Евгеньевна Соловейко, Алина Васильевна Стасюк, Елена Юлиановна Лежнюк. Опыт и знания, которые получили гимназисты во время дополнительных занятий, наверняка пригодятся им в дальнейшем и помогут в выборе профессии.
— А кто и каким образом повлиял на то, что вы стали учителем?
—Примером для меня были мои учителя. В свое время я закончила Брашевичскую среднюю школу, где был очень хороший преподавательский коллектив. Я до сих пор помню уроки Екатерины Алексеевны Сергейчик, Марии Иосифовны Ровчени, Валентины Николаевны Рапинчук, Марии Ивановны Курочко, Валентины Ивановны Сахарчук и других учителей, которых по сей день считаю истинными профессионалами своего дела. В свое время мне хотелось быть похожей на них, вот я и пошла в педагоги.
— И не разочаровались?
— Нисколько! Если бы мне снова предложили вернуться в то время, я бы и сейчас выбрала эту же профессию. Может быть, это трудно понять молодым, но именно работа и есть мое главное увлечение.
— А как в таком случае отдыхаете?
—Отдыхаю, когда работаю на земле, выращиваю цветы и читаю хорошие книги, в частности, «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова.
— Многие годы вы возглавляете коллектив гимназии. Как изменилась она в последнее время? И откуда берутся средства на современные преобразования учебного учреждения?
— Для обновления гимназии в период летних каникул в минувшем учебном году по программе «Развития общего среднего образования» нам было выделено 250 миллионов. За счет этих средств мы частично заменили мебель, оформили современный стенд символики Республики Беларусь, позаботились о том, чтобы установить жалюзи в некоторых учебных кабинетах, расположенных на солнечной стороне. Для проведения уроков и внеклассных мероприятий на современном уровне закупили портативные компьютеры, цифровую камеру, магнитно-маркерные доски, спортинвентарь…
Конечно же, проблемы материального плана в гимназии, возведенной почти четверть века назад, периодически возникают, и сегодня приходится прилагать немало усилий для того, чтобы поддерживать здание в нормальном состоянии.
— Как вам удается со всем справляться?
— Коллектив у нас большой: в гимназии трудится около 150 человек, в том числе – 90 педагогов, которые обучают более 700 учащихся. Если б я была одна, то вряд ли со всем этим справилась, но у меня есть заместители, которые отвечают за отведенный им участок работы, этим и выручают. Ну, а если брать в целом, то мой рабочий день длится долго. Для того, чтобы все успеть, стараюсь приходить на работу раньше и уходить – позже других.
— О чем вы больше всего переживаете?
— Когда возникают проблемы во взаимоотношениях между людьми: как между взрослыми, так и между детьми. Их пропускаешь через сердце и душу, и это – всегда тяжело.
— Что вы скажете о нынешней молодежи?
— Помню, в студенческие годы нам прочитали следующее изречение: «Наша молодежь любит роскошь, она плохо воспитана, насмехается над начальством, не уважает стариков, перечит родителям. Наши дети стали просто тиранами…» И спросили, о какой молодежи, по-нашему мнению, так отзывается автор. Все мы дружно ответили, что речь идет о наших современниках. Но, как оказалось, эти строки принадлежат философу Сократу, жившему еще до нашей эры.
Поэтому не стоит сравнивать разные поколения: на долю каждого из них выпадают свои трудности и проблемы. И я уверена, что нынешняя молодежь нисколько не хуже прежней. Просто она – другая, и мы принимаем это, как данность, стремясь сохранить в образовательном процессе преемственность духовных и историко-патриотических ценностей, наработанных предыдущими поколениями.
— Какие общешкольные мероприятия приносят вам удовольствие?
— Вечера встреч выпускников, когда в гимназии собираются наши бывшие ученики, которые обрели профессию и стали достойными людьми. И когда они благодарят за науку и говорят «спасибо», ценнее награды для педагога не бывает!
— Спасибо вам за интервью!
Марина ШАФРАН,
наш внештатный корреспондент