Через территорию Дрогичинского района проходит 666 км местных и 150 км автодорог республиканского значения. На них расположены: 141 автобусный павильон, 201 площадка для остановки автобусов, 44 площадки для стоянки транспорта, 6 кемпингов и площадок отдыха.
Силами дорожных служб района, данные объекты, а также проезжая часть автодорог, обочины, полоса отвода постоянно убираются от мусора. На это затрачиваются огромные средства, которые могли бы быть израсходованы на более полезные цели. Но пока, к сожалению, этого не происходит. На остановочных площадках и павильонах наши сограждане постоянно разбрасывают мусор, несмотря на то, что везде имеются урны. Некоторые недобропорядочные люди выносят и даже вывозят мусор из своих личных приусадебных участков в придорожную полосу, создавая порой целые свалки.
Особенно часто с этой проблемой приходится сталкиваться на автодороге Дрогичин—Антополь в районе деревни Литовск. Есть и другие примеры.
В зимний период житель д.Хомск сделал такую свалку на подъезде к д.Старомлыны, а когда сошел снег, работники ДРСУ-177 вывезли оттуда тракторный прицеп мусора. Дорожники в пределах своих возможностей выявляют виновных в создании несанкционированных придорожных мусоросвалок, и информация по ним передается в районный центр гигиены и эпидемиологии. Многие из таких уже уплатили штрафы.
К сожалению, работники санитарной службы, обнаружив в придорожной полосе мусор, привлекают к ответственности владельцев дорог, а не истинных виновников беспорядка. В итоге страдают те, кто, возможно, со своей стороны, исходя из своего понимания, никогда бы не допустил такого безобразия. Только в 2009 году линейными работниками ДРСУ-177 по постановлениям санитарной службы было уплачено штрафов на сумму 750 тыс. рублей.
Имеются случаи, когда дачники вывозят мусор из своих дач и бросают его на обочинах дорог. Это проще, чем везти его на свалку или выбросить в контейнер, которых в городе предостаточно. Есть негативные моменты, когда из предприятий города вывозится мусор на полигон бытовых отходов автотранспортом без тентов, в результате чего этот груз разлетается по всей дороге.
Дорожные службы в такой ситуации не справляются с темпами засорения мусором автодорог. А убирается мусор на автобусных автопавильонах и придорожной полосе, в частности, Дрогичинским ДРСУ-177, согласно нормативным документам один раз в неделю. Производить уборку чаще не представляется возможным из-за недостатка средств, предусмотренных на содержание автодорог.
Впрочем, если бы наши сограждане стали ответственнее и сознательнее и перестали сорить, где попало, то и те деньги, которые тратятся на уборку придорожных полос, можно было бы израсходовать более эффективно. К примеру, в ушедшем году на уборку от мусора автодорог, проходящих на территории района, затрачено 269,6 млн. рублей: из них на республиканских – 204 млн. и на местных – 65,6 млн. рублей. На указанную сумму можно было бы построить 13 км гравийной дороги или уложить слой асфальтобетона толщиной 10 см на длину 4,4 км, произвести устройство поверхностной обработки 9,6 км или ямочного ремонта асфальтобетонных покрытий 9,600 м2, установить новых знаков со стойками 960 шт. или заменить непригодных знаков 3 000 шт., подсыпать песком 20 км сельских улиц.
В целом по области на уборку автодорог от мусора в 2009 году было изра-сходовано 10 млрд. рублей. Представьте, сколько всего полезного можно было бы сделать за эти деньги! К примеру, ровную, без выбоин, проезжую часть, яркую разметку, хорошо читаемые дорожные знаки и т.д. Скажете, что на все это не хватит средств?
Хватит, если наши сограждане перестанут мусорить на дорогах. И это тот случай, когда выбор делает каждый из нас. Сделаем его в пользу чистоты и порядка!
Анатолий ШАЛАЙ,
ведущий инженер по содержанию уличной дорожной сети ДРСУ-177.