Владимир Павлович Каменец, мой свекор и, можно сказать, старожил деревни Каролин (ему уже 83 года) – очень интересный рассказчик. Он помнит многое из истории родных мест, жизни односельчан, судьбы которых вплелись в венок исторических событий.
Со слов Владимира Павловича на страницах «Драгічынскага весніка» была напечатана статья о событиях 20-х – 39-го годов прошлого столетия, которые происходили в нашей местности.
Я же хочу поведать читателям о страшной трагедии, которая разыгралась в 1943 году на хуторе возле деревни Попина. В ту пору хутор этот назывался Колонией, теперь это – улица Лесная. Речь пойдет о семье близких родственников Владимира Павловича: его родной тети по отцу Евдокии Иосифовне Каменец, в замужестве Михнюк.
Вместе с супругом своим Иваном Евтихиевичем Евдокия Иосифовна дала жизнь четверым деткам. Старшему из сыновей Виктору шел 22-й год, Николаю исполнилось 17 лет, Любочке – 7, а самому маленькому Мишеньке было всего 2 годика.
Виктор до войны успел выучиться в ФЗО на шкипера. Когда фашисты оккупировали нашу землю, речной флот перестал существовать и парень, бросив баржу, вернулся домой. Смириться с фашистским режимом, сидеть сложа руки он не мог. В 1939 году в этих местах проходили бои с белополяками и местное население после освобождения находило немало трофеев: ружья, карабины, гранаты. Свои опасные находки люди припрятывали. Вот Виктор и принялся расспрашивать у сельчан, у кого можно раздобыть оружие и боеприпасы. Все найденное он передавал партизанам.
Кто-то доложил немцам, чем занимается молодой человек, и о его связи с партизанами. Виктора арестовали и увезли в Дрогичин, в комендатуру. А чтобы убедиться в том, что вся семья Михнюков связана с партизанами, оккупанты решили организовать своеобразную проверку. Однажды в дом Евдокии Иосифовны и Ивана Евтихиевича наведались одетые в лохмотья полицейские и попросили сменить белье. Сердобольная хозяйка, не заподозрив обмана, откликнулась на просьбу подставных «народных мстителей». Расправа не заставила себя долго ждать.
В тот весенний праздничный день Евдокия Иосифовна отправилась в церковь. Хозяин тем временем пошел в пункт приема сдавать молоко. В деревню нагрянули немцы и полицаи. Они окружили церковь и вывели Евдокию Иосифовну на улицу. Перепуганная женщина недоумевала, что произошло. И тогда полицейский принялся ее избивать, приговаривая: «А помнишь, как ты мне сорочку меняла?..» Хозяина, Ивана Евтихиевича, фашистские нелюди также нашли. Они поперебивали и повыкручивали ему руки.
В то время в каждом доме над дверью висели списки домочадцев с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения, заверенные печатью в гмине. На беду к Михнюкам аккурат пришла погостить бабушка, мать хозяина, которая была приписана к другому сыну – Александру, и жила в деревне Каролин.
Немцы сверили список. Бабушку не тронули, но спросили у нее, где находится маленькая Люба. Бабушка ответила, что девочка пасет коров под лесом. Фашисты приказали ей сходить за Любой. Что чувствовала пожилая женщина, когда шла за своей семилетней внучкой? Что руководило ею: инстинкт самосохранения, сильный испуг, привычка беспрекословно подчиняться властям или, может, боязнь ослушанием накликать беду на семью второго сына? Она приказала девочке идти домой, соврав, что ту кличет отец.
Михнюков, и взрослых, и детей, фашисты расстреляли. Бездыханные тела они побросали в подожженный дом. Виктор был расстрелян в Дрогичине.
Павел Иосифович, отец моего свекра, обратился в управу, которая находилась в Дрогичине, с просьбой захоронить семью сестры. Ему разрешили похоронить Михнюков, но не на кладбище, а возле сгоревшего дома.
Под печкой было найдено тельце двухлетнего Мишки. Очевидно, мальчик сумел спрятаться: он задохнулся от дыма, но не сгорел. Бабушка часто приходила на могилку и плакала, прося прощения у Любочки. Каково было ей доживать свой век с тяжким грузом вины за смерть внучки!
После войны Павел Иосифович перезахоронил останки семьи своей сестры на кладбище деревни Попина. Скромный деревянный крестик с табличкой, на которой указаны имена безвинно убитых, стоит на могилке, и вряд ли кто еще помнит о той страшной трагедии.
Бывая на кладбище и украшая могилку цветами, я каждый раз содрогаюсь, вспоминая этот рассказ Владимира Павловича. Пусть никогда больше черная тень войны не нарушит нашего мирного уклада, пусть никогда больше не оросится наша миролюбивая земля кровью безвинных жертв! Пусть наши дети рождаются и живут для мирного созидания и процветания родной Беларуси! Вечная память павшим!
Галина КАМЕНЕЦ,
жительница г.Дрогичина.