В течение длительного времени об ОАО «Дрогичинский комбикормовый завод» зачастую упоминалось отнюдь не по поводу экономических достижений. Сменяли друг друга руководители, ухудшалась ситуация на предприятии. В сентябре прошлого года коллектив вновь возглавил Г.А. Рассолов. С его приходом появилась надежда на позитивные перемены. Не случайно наша беседа с Геннадием Адамовичем началась с вопроса о том, что подвигло его вернуться в должность директора.
— В том, что сегодня я нахожусь в директорском кресле, большую роль сыграли здоровые амбиции. С комбикормовым заводом связан большой отрезок моей жизни: здесь я проработал 23 года, из которых почти 18 лет – руководителем. Есть что вспомнить. Принимая предложение вернуться, конечно же, понимал, что предприятие находится в сложнейшем финансовом положении. Но захотелось еще раз попробовать свои силы, вернуть ОАО «Дрогичинский комбикормовый завод» былую славу.
Было до глубины души больно видеть, во что за 8 лет превратилось градообразующее предприятие. Никакого технического перевооружения, вся техническая часть в полном развале. Как я уже сказал, сложнейшее финансовое положение. Мы и сейчас еле-еле сводим концы с концами. Хотя по некоторым показателям произошли позитивные подвижки. Предприятие начало выпускать полнорационные комбикорма, объем их производства увеличился вдвое.
Сложное положение и в сельскохозяйственных подразделениях. Но будем пытаться ситуацию исправить. Главное – есть желание работать.
— Геннадий Адамович, очевидно, за прошедшие годы поменялся и коллектив?
— Не секрет, что каждый руководитель создает под себя команду. К сожалению, большинство людей, с которыми я раньше работал, ушли с предприятия. В целом коллектив очень большой – тысяча человек. Нужно находить подход к каждому структурному подразделению, а внутри подразделения – к каждому человеку. Важно, чтобы люди прониклись необходимостью выполнения требований руководства, понимали свою личную ответственность за порученную работу, за общий конечный результат. А планы мы строим большие в части укрепления позиций предприятия: стабилизировать финансовое положение и закончить год с хорошими результатами.
— Если не секрет, за счет чего рассчитываете реализовать свои планы?
— В первую очередь, хотим полностью восстановить технологический регламент производства комбикормов, для чего необходимо техническое перевооружение. Решением данного вопроса мы уже занимаемся. Так, Министерством сельского хозяйства на модернизацию предприятия выделяется 28,5 миллиарда рублей, которые и будут направлены на реконструкцию комбикормового производства.
— Геннадий Адамович, оправдано ли присоединение к комбикормовому заводу колхозов и двух свиноводческих комплексов?
— Оправдано. Если раньше я опасался, что присоединение колхоза отрицательно скажется на финансовом положении предприятия, то сегодня твердо убежден в правильности такого решения. Без объединения с хозяйствами у предприятия-переработчика нет жизни. Сегодня переработчик обязательно должен быть завязан в одно целое с производителем сырья. Для нас это единственный вариант получить зерно, необходимое для производства кормовой базы, чтобы накормить 70 тысяч свиней и около 4 тысяч крупного рогатого скота.
В нынешнем году планируем значительно увеличить севооборот. Уклон будем делать, конечно же, на выращивание колосовых культур, а также на кукурузу. Задача и в растениеводстве ставится амбициозная, но при нормальной работе, подъемная: получить не менее 50 процентов сырья, необходимого для производства комбикормов.
— От цены на комбикорм зависят себестоимость свинины и говядины, которые производит ОАО «Дрогичинский комбикормовый завод», их конкурентоспособность на рынке, доходы от реализации…
— Производство собственного сырья – один из вариантов удешевления готовой продукции предприятия, снижения ее себестоимости. В структуре комбикормов 80 процентов занимает зерновая группа, а это очень дорогое сырье. Снизим себестоимость комбикормов – снизится и себестоимость производимого нами мяса. К сожалению, пока каждый килограмм свинины приносит большой убыток. Экономика складывается не в нашу пользу. Ситуация требует безотлагательных мер.
— Вы уже сказали о необходимости модернизации комбикормового производства. Какие шаги еще планируется предпринять для изменения экономической ситуации на предприятии?
— Планы очень большие. Мы видим, что если не заняться всерьез мясной продукцией, то поправить экономику предприятия не удастся. В ближайшей перспективе – строительство собственного убойного цеха с суточной производительностью 5 тонн. Это даст возможность реализовывать продукцию свинокомплексов по тем ценам, которые непосредственно складываются у нас, а не по закупочным ценам мясокомбината.
Планируем заняться переработкой мяса в полуфабрикаты и готовые колбасные изделия, копчености. Создаваться новое производство будет на базе пекарного цеха. На сегодняшний день пекарня свой ресурс исчерпала, мы потеряли рынок сбыта. Сами видите, какое количество хлебобулочных изделий от различных производителей реализовывается в районе. Если раньше мы выпекали 2-2,5 тонны хлеба в сутки, то теперь всего 300 килограммов. Бороться за рынок не имеет смысла. Правильнее перепрофилировать производство и создать цех мясных полуфабрикатов и готовой продукции. А чтобы она смогла реализовываться повсеместно по Республике Беларусь, не только цех, но и заводская столовая, которая не изменит своего предназначения, будут реконструированы в соответствии с новыми санитарными требованиями по системе ХАССП (НАССР).
— Есть ли надежда выйти на зарубежные рынки?
— Построив мясной цех, планируем получить экспортный номер и реализовывать полуфабрикаты и готовую продукцию в Россию и страны ближнего зарубежья. Что же касается комбикормов, то продавать их за пределы Беларуси не получается по причине неконкурентоспособности.
Предприятие тесно работает с хозяйствами Дрогичинского, Ивановского и Кобринского районов, увеличивая объем выпуска комбикормов для крупного рогатого скота, молочного поголовья.
— Геннадий Адамович, и, наконец, вопрос, который интересует каждого работника ОАО «Дрогичинский комбикормовый завод». На какую среднемесячную зарплату в нынешнем году рассчитываете выйти?
— До 4,5 миллиона рублей. Хотя это не та зарплата, которую хотел бы получать коллектив. Но деньги сначала нужно заработать… Как руководитель я прекрасно понимаю, что как будешь заботься о своем работнике – такую отдачу от него и получишь, такой вклад в копилку общего дела он и внесет. Планов, задумок много, для их реализации нужны время и деньги. Но есть и надежда, что задуманное удастся претворить в жизнь. А надежда, как известно, умирает последней…
— Удачи вам, Геннадий Адамович. Спасибо за интервью.
Беседовала Нина ТКАЧУК
Фото Ивана Леончика