Неслыханным мучениям подвергли жителей Беларуси гитлеровские захватчики. Но им не удалось покорить свободолюбивый народ. К сожалению, уходят в мир иной очевидцы тех далеких и страшных событий. Поэтому наш музей интересует все, что связано с Великой Отечественной войной. Мы по крупицам собираем воспоминания ветеранов войны и труда, снимаем копии архивных документов, чтобы иметь представление о том, что происходило во время войны на Дрогичинщине, и увековечить защитников Родины.
Напротив нашего музея, на старом городском кладбище, есть братская могила, где установлена скульптура солдата с автоматом, который склонил голову перед светлой памятью погибших. Проходя мимо, я часто останавливаюсь и читаю фамилии на мемориальной плите. Их на ней 23, а еще 5 воинов покоятся неизвестными. В такие мгновения меня всегда волнует одна мысль: «Фамилии и инициалы есть, а что мы еще знаем о солдатах?»
Мы часто проводим экскурсии не только в музее, но и по Дрогичину. Просто показать памятник, назвать цифру известных и неизвестных солдат – мало. Людям, особенно молодежи, нужно что-то большее. Ведь важно знать, какой подвиг и где совершили погибшие, какими людьми они были. Тогда и экскурсия запомниться надолго.
Так, например, на плите написано: «Ефрейтор Грецкий И.А.» Открываю книгу «Память» Дрогичинского района. На странице 315 читаю: «Грецкий Илья Александрович, р. в 1908 г. в д.Квасевичи Ивацевичского района Брестской области, ефрейтор, погиб 17.01.1944 г.»
А теперь беру книгу «Память» Ивацевичского района. В ней на стр.303 написано: «Грецкий Илья Александрович, р. в 1910г., партизан, погиб в 1944 г. в Дрогичине».
В двух книгах мы видим много несовпадений. В частности, в отношении «ефрейтора». Партизанам таких званий не присваивали, да и год рождения не совпадает.
По книге «Память» нашего района, в этой же братской могиле и с такой же датой гибели захоронен «Юлдаш Михманов, р. в 1919г., партизан, погиб 17.01.1944г.» Очевидно, эти воины пали смертью храбрых в одном бою в партизанах. Хотелось больше узнать о них: с какого отряда, где погибли?
Работая с документами в Национальном архиве, мне удалось найти в донесении о боевых действиях партизанского отряда им.Суворова Брестского соединения следующую запись: «… 17.01.1944г. в 700 метрах от д.Салово была сделана засада на мадьяр и немцев. Обстреляно 15 повозок и 55 человек. В бою убито 16 и ранено 2 мадьяра. С нашей стороны убиты командир взвода разведки Грецкий И. и командир отделения Михманов, ранен командир роты Лопанцев. В операции принимали участие 40 партизан…»
Интересно было узнать подробности этого боя. И я поехал в д.Салово, которая упоминается в донесении. Вскоре нашел очевидца того события. Им оказался бывший учитель Василий Гарапучик. Вот что он поведал:
«Мадьяры в Салово и немцы в Сутках имели телефонную связь с Дрогичином. Где-то в середине января 1944 г. партизаны ночью спилили телефонные столбы и разрушили линию связи. На восстановление ее враг решил привлечь местных жителей. Утром мадьяр Слобода прошел по улице и собрал мужчин, около 10 человек. Их посадили на повозки и поехали в направлении имения Астровки.
Партизаны решили устроить засаду на мадьяр. Спрятавшись в бывшем имении, которое располагалось у дороги на Дрогичин, лесные солдаты заняли выжидательную позицию.
Когда мадьяры возвращались обратно, партизаны открыли по ним огонь. Обстрелу подверглись первые три повозки. Наши мужчины сразу же попадали в кювет. Начался бой. Слышны были команды с обеих сторон, которые смешались с ржанием лошадей, выстрелами и взрывами гранат. Командир одной из партизанских групп поднял своих бойцов в атаку. Его сразу же сразила вражеская пуля. Командир второй группы народных мстителей, которая была с другой стороны имения, решил завладеть пулеметом, оставленным врагом. По кювету ползком подбирался он к оружию, но не видел затаившегося мадьяра, который автоматной очередью и сразил героя.
Бой был коротким, но жарким. Партизаны, потеряв двоих человек, начали уходить через болото в сторону Вульки Симоновичской. К этому времени к мадьярам подоспела помощь. Забрав убитых, в том числе и партизан, мадьяры уехали в Салово. На следующий день они привязали убитых народных мстителей к дереву возле своего штаба, надеясь, что кто-нибудь их опознает. Через несколько дней погибших закопали в саду деревни на перекрестке дорог…»
Сергей ГРАНИК,
директор военно-исторического музея им.Удовикова
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА