— Татьяна Александровна, расскажите, пожалуйста, об истории создания и развития института комиссий по делам несовершеннолетних.
— 14 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял Декрет «О комиссиях для несовершеннолетних», которым упразднялись суды и тюремные заключения для подростков и малолетних детей, а в системе органов социального обеспечения создавались комиссии для несовершеннолетних в составе представителей народных комиссариатов призрения, юстиции и просвещения. К их ведению были отнесены все дела о подростках до 17-летнего возраста, совершивших общественно-опасные поступки.
В последующем Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних неоднократно изменялось, уточнялись их функции, расширялись полномочия по организации борьбы и предупреждению детской беспризорности и безнадзорности. В годы Великой Отечественной войны комиссии возглавляли всю работу по устройству и воспитанию осиротевших или потерявших своих родителей детей, на них возлагались охрана несовершеннолетних и их трудоустройство, преду- преждение детской преступности.
В 1958 году был повышен возраст, по достижении которого несовершеннолетние могли привлекаться к уголовной ответственности, а также ограничена сфера применения к ним уголовного наказания и расширены возможности применения мер воспитательного и общественного воздействия. Так возникла необходимость в создании органов, которые занимались бы организацией профилактической работы среди несовершеннолетних и применяли бы к ним меры воспитательного характера. Эти функции и приняли на себя комиссии по делам несовершеннолетних. Состав комиссий формировался по принципу представительства от органов образования, здравоохранения, внутренних дел, социального обеспечения и общественных организаций, который, к слову, сохраняется и по сегодняшний день.
По ныне действующему законодательству комиссии по делам несовершеннолетних координируют деятельность органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений подростков, а также защищают их права и законные интересы. Профилактика правонарушений несовершеннолетних является неотъемлемой частью социальной политики государства, направленной на оказание максимального содействия обеспечению благополучия подростков и имеет своей целью исключить или свести к минимуму необходимость вмешательства со стороны системы правосудия.
— Только что от вас ушел старший участковый инспектор по делам несовершеннолетних РОВД Алексей Керезь, который принес не только коробки с новогодними подарками для детишек из неблагополучных семей, но и с радостью сообщил, что в новогодние и рождественские праздники несовершеннолетние вели себя законопослушно. В январе еще не было зарегистрировано преступлений или правонарушений с их участием. В конце месяца состоится первое в нынешнем году заседание районной комиссии по делам несовершеннолетних, в повестке которого главным традиционно стоит вопрос об итогах прошлого года. Сколько преступлений и правонарушений было совершено подростками на Дрогичинщине в 2012-м году?
— Сразу же отмечу, что с 2005 года в районе установилась тенденция уменьшения числа преступлений среди несовершеннолетних. Вот и в прошлом году на их счету было11 преступлений, что на 4 меньше, чем в 2011-м. Очень хочется надеяться, что эта позитивная тенденция продолжится, на что и должны быть направлены усилия всех заинтересованных служб.
Комиссия рассмотрела 123 административных дела по фактам совершения подростками правонарушений. По-прежнему в данной статистике преобладают случаи распития несовершеннолетними алкогольных напитков и нахождение в общественных местах в нетрезвом состоянии. Так, в прошлом году нами было рассмотрено 48 таких протоколов, что на 9 больше, чем год назад. Увеличилось и количество правонарушений, связанных с игнорированием правил дорожного движения. Причем, если еще недавно несовершеннолетние попадали в поле зрения сотрудников милиции в основном из-за того, что не обозначали себя светоотражающими элементами в темное время суток, то теперь – из-за управления мотоциклами и автомобилями без прав и даже пьяными за рулем.
— Татьяна Александровна, вы уже 11 лет работаете заместителем председателя районной комиссии по делам несовершеннолетних, встречаетесь с проблемными подростками не только на заседаниях комиссии, но и по месту их учебы, бываете у них дома. На ваш взгляд, где находятся корни подростковой преступности, кто в первую очередь виноват в искалеченных детских судьбах?
— Думаю, никто не станет спорить со мной, что корни подростковой преступности нужно искать в семье. Чему можно научиться у родителей, которые игнорируют свои обязанности, не занимаются воспитанием детей, их материальным обеспечением, а ведут аморальный образ жизни, пьянствуют, сквернословят, совершают преступления и правонарушения. Очень своевременно Президентом нашей страны был издан Декрет №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», благодаря чему начал активно действовать механизм эффективного воздействия на нерадивых родителей и борьбы с детской безнадзорностью. Выявление семейного неблагополучия является основой нашей работы.
— Насколько она эффективна?
— Количество неблагополучных семей в районе за последние годы уменьшилось. На сегодняшний день их зарегистрировано 39. Но и это огромная цифра, потому что в этих семьях проживает 94 ребенка. И назвать их в полной мере счастливыми вряд ли можно. Да, между социальным приютом и родительским домом дети обычно отдают предпочтение дому, невидимая пуповина крепко связывает их с матерью. Но мы-то понимаем, какой опасности со стороны родных людей подвергаются эти мальчишки и девчонки, и поэтому стараемся изымать их из семьи, помогаем родителям наладить жизнь и избавиться от вредных привычек. К сожалению, все чаще отнимать детей приходится у очень юных матерей. Они не только пьянствуют, но и не желают по-хозяйски строить свою жизнь. Например, вместо того, чтобы потратить «декретные» деньги на ребенка, некоторые мамаши покупают дорогие мобильные телефоны, телевизоры, музыкальные центры. Семеро детей из шести семей в прошлом году по решению комиссии было помещено в социальный приют. Две семьи по решению суда лишены родительских прав. И если после пребывания в приюте в семьи возвращается 70 процентов детишек, то случаи восстановления в родительских правах случаются крайне редко. Тот факт, что в прошлом году в своих правах восстановились двое родителей, скорее исключение, чем правило. Лишение родительских прав – мера крайняя, к которой приходится прибегать после того, как все усилия многочисленных служб по выведению семьи из социально-опасного положения исчерпаны. Изжить семейное неблагополучие очень сложно, над этим необходимо трудиться сообща всему обществу. Нередко горе-родители пытаются противостоять вмешательству в их семейные дела, мол, не трогайте нас, это наша частная жизнь…
— В силу своих служебных обязанностей за положением дел в семьях следят педагоги, медики, милиционеры, сотрудники социальных служб, МЧС… А бывает, что о семейном неблагополучии сообщают обычные граждане, соседи, например?
— Конечно! К счастью, наше общество неравнодушно к детским судьбам. Люди, которые живут рядом, в одном подъезде, на одной улице или в одной деревне, зачастую первыми замечают проблему. Обращают внимание на изменившийся внешний вид родителей, слышат скандалы, детский плач. Дело в том, что неблагополучие длительное время носит скрытый характер. Дети, стыдясь за родителей, как могут, скрывают истинное положение дел в семье. Но если внимательно за- глянуть в их души, то увидеть там можно такую боль, такое страдание! И очень важно своевременно оказать помощь таким детям и подросткам.
— Похоже на то, что еще нескоро в нашем обществе исчезнет необходимость в комиссиях по делам несовершеннолетних, социальных приютах, органах опеки и попечительства, ИДН, а врачи-педиатры будут лечить своих маленьких пациентов только от телесных недугов… Татьяна Александровна, чей труд по предупреждению подростковой преступности и искоренению семейного неблагополучия заслуживает особой благодарности?
— Так как наша беседа проходит в преддверии юбилея комиссий по делам несовершеннолетних, то, конечно же, огромное спасибо хочется сказать двум прекрасным женщинам, которые в течение многих лет работали в районной комиссии: бывшему ответственному секретарю Софье Протасевич и специалисту органов опеки и попечительства Ольге Каменец. Сегодня в районной комиссии, возглавляет которую заместитель председателя райисполкома Владимир Неред, работает 13 человек. Все они неравнодушны к судьбам подростков и неблагополучных семей. Комиссии по делам несовершеннолетних созданы и во всех поссельисполкомах, но наиболее действенно, пожалуй, работают они в Закозеле, Антополе и Новой Попине. Лучшими социальными педагогами я назвала бы Людмилу Пигас из СШ №2 г.Дрогичина, Елену Космину из СШ №1, Виталия Джигу из Брашевичской СШ, Светлану Дышко из Заречковской СШ и многих других. Огромная ответственность лежит и на плечах сотрудников ИДН, детского социального приюта, иных организаций и служб. Только совместными усилиями, воспринимая боль и проблемы чужих детей, как родных, мы сможем уберечь их от опрометчивого шага, расплачиваться за который, порой приходится всю жизнь…
Беседовала Нина ТКАЧУК
Фото Анны ГОЛЁТЫ