Алексей НАУМОВЕЦ
Путь тяжелоатлетки Ирины Кулеша к олимпийскому успеху не был устлан розами. В ее карьере случалось немало обидных поворотов. Трижды она останавливалась в шаге от пьедестала на мировых топ-турнирах, включая Игры в Пекине-2008 (нет ничего обиднее «деревянной» медали в спорте!), не обходили стороной спортсменку и травмы. Но всякий раз Ирина не теряла веры в себя, восстанавливалась и продолжала с еще большим усердием тренироваться. Спортивный Бог любит целеустремленных и крепких духом. Поэтому на минувшей Олимпиаде в Лондоне судьба вернула девушке долги. В весовой категории до 75 килограмм Кулеша завоевала «бронзу» для Беларуси. Можно смело сказать, что карьера Ирины – яркий пример профессионального отношения к делу, упорства и трудолюбия. Добавим, что спортсменка является уроженкой Брестчины. Она всегда с удовольствием приезжает в родную деревню Оберовщина Каменецкого района к любимой маме. Здесь ее и застал звонок корреспондента «ДВ». В эксклюзивном интервью нашей газете Ирина Кулеша искренне рассказала о своем детстве, тренировках, недоброжелателях, «бронзовом» успехе в Лондоне, попутно поведав о жизни вне спорта.
– Признайтесь, не устали от внимания к своей персоне после Игр в Лондоне?
– Да уж, ощутила в полной мере популярность! (смеется). Звонки журналистов, поздравления… Где-то это и отвлекает. Но, конечно, подобное внимание приятно. До Олимпиады не приходилось часто общаться с прессой. Все внимание было сосредоточено на тренировках. Тем более, я не любитель предстартовых прогнозов. Чего рассуждать, какой вес поднимешь до соревнований? Лучше уж делать какие-то выводы, делиться впечатлениями после их окончания.
– Бытует мнение, что спортсмены – зачастую люди суеверные…
– Возможно. Просто когда звонят и спрашивают, мол, а какое место ты займешь или как себя чувствуешь, то это психологически выбивает из колеи, из рабочего ритма. Не знаю как кого, но меня точно! Начинают в голову лезть всякие «думки», сомнения относительного грядущего выступления. Я предпочитаю больше делать, чем говорить.
– По прошествии времени вы уже полностью осознали, чего добились в Лондоне?
– Пожалуй, да. В душе надеялась на медаль, усиленно готовилась к выступлению. Когда план оказался выполнен, первое время и я, и тренер Виктор Анатольевич Шилай, конечно, были в шоке! Радость просто переполняла! Сейчас же эмоции потихоньку улеглись. Теперь можно жить как нормальный человек.
– Что значит ваша последняя фраза?
– «Ненормальность» жизни заключается в том, что мы постоянно сидели на сборах в Стайках, практически не видели дома. Распорядок дня был одинаков: тренировка – еда – сон. А сейчас наконец-то можно побыть с семьей, навестить друзей, куда-то съездить отдохнуть.
– Груз ответственности перед Лондоном не давил?
– Психология играет большую роль. Старалась настроить себя на позитив, не думать о плохих эмоциях, воспоминаниях. Считаю, с волнением справилась. Во время Олимпиады была хорошо готова и психологически, и физически. Спала даже как убитая! И перед процедурой взвешивания, и на соревнованиях чувствовала себя спокойно. Четыре года назад, в Пекине все было иначе: нервы, мандраж били через край. К Лондону подошла уже более опытной. Это помогло.
– В Лондоне на руку вам сыграла и неудача фаворитки россиянки Надежды Евстюхиной, которая «завалила» все три попытки в рывке и досрочно завершила выступление.
– Не спорю, в моем весе конкуренция велика. Россия, Казахстан – представителей этих стран обойти очень сложно. Не «забарань» попытки Евстюхина – и, возможно, я не взошла бы на пьедестал. Но так уж сложилась судьба, что россиянка «пролетела» мимо награды.
– Вдвойне радостно, что в Лондоне вы наконец сняли «проклятие четвертого места», сопровождавшее вас на нескольких мировых топ-турнирах!
– Рано или поздно невезению должен был придти конец. Грех жаловаться на судьбу, которая улыбнулась мне на соревнованиях такого уровня как Олимпиада. Стать ее призеркой – дорогого стоит!
– Первые мысли после завоевания «бронзы»?
– В голове проскочило: «Неужели я третья, неужели медаль?!». Вообще, словами это просто не описать! Когда столько преград преодолеваешь к достижению цели – в душе творится что-то невероятное. Затем посыпались, как из рога изобилия, поздравления по телефону, в Интернете от друзей, подруг, родственников. Всем, кто болел, переживал за меня – огромное спасибо!
– Назовите людей, в первую очередь причастных к успеху.
– Это и первый наставник Александр Владимирович Самодаев, и нынешний личный тренер – Виктор Анатольевич Шилай. Неоценимую помощь сыграли врачи, которые после травм помогли полностью восстановиться. Они буквально поставили меня на ноги.
– Условия для подготовки устраивали?
– Особых нареканий нет. На базе в Стайках у тяжелоатлетов хороший тренировочный зал, где созданы все удобства. Если что-то надо – просьбы выполняются. Но мы – народ непривередливый. Главное, чтобы штанга была, диски и помост (улыбается). Не возникало проблем и с гостиницей, и с питанием. Вообще, персонал Стаек относится к спортсменам очень тепло и заботливо.
– Вы успели проникнуться пресловутой олимпийской атмосферой?
– По прибытии в Лондон вначале изучили объекты в олимпийской деревне. По дороге, пока добирались на тренировку, посмотрели немного сам город. Ну а после выступления удалось всей командой тяжелоатлетов выбраться на экскурсию. Видели знаменитый Биг-Бен, колесо обозрения, Тауэрский мост…
– Сувениров домой привезли?
– Без этого никак! (смеется). Все же ждут памятных подарков, особенно с олимпийской символикой. Всегда, возвращаясь из зарубежья, стараюсь порадовать родных сувенирчиками.
– Говорят, на вас благотворно повлияла смена тренера. Вы как будто обрели второе дыхание…
– Первый тренер тоже хорошо меня подготовил. Но у него не всегда была возможность выехать со мной на сборы. Поэтому я и перешла к Виктору Шилаю. Ведь он постоянно находится в сборной, и у него на виду весь тренировочный процесс. В плане работы появилось больше удобств. Виктор Анатольевич всегда рядом и готов подсказать в нужный момент.
– Большой резонанс вызвало выступление вашей подруги по команде Насти Новиковой, оставшейся без награды из-за неоднозначного судейства. Обидно за нее?
– Конечно! Мы с Настей и занимаемся у одного тренера, и дружим. Без судейского произвола не обошлось. Ладно бы она не подняла вес, но ведь справилась! А судьи все равно зажигают «красный свет», не засчитывая попытки…. Видимо, им было не к чему придраться – вот и придумали формулировку «раскачивание штанги»! Сама являюсь спортсменкой, поэтому понимаю разочарование Насти, которая столько сил отдала подготовке к Лондону. Пусть неудача Новиковой останется на совести судей.
– Как в целом оцените олимпийское выступление сборной по тяжелой атлетике?
– Как плохое. Все надеялись на большее количество медалей. Андрей Арямнов не поехал на Игры, у Андрея Рыбакова была травма, а Новикову – засудили. Вот и не получилось лучшего результата. Зато не подкачала Марина Шкерманкова, в активе которой, как у меня, «бронза».
– Прочитал в Интернете ваши слова: «Обо мне говорят много нехорошего. Но я продолжаю тренироваться, выступать и побеждать». Как прокомментируете их?
– Кто-то из журналистов позвонил и сказал: «Вас списывают со счетов». В этот период я была травмирована. Но не теряла стойкости духа. Поэтому и ответила: «Я – действующая спортсменка, и мне без разницы на все разговоры подобного рода».
– Есть ли у вас враги?
– Точно не уверена. Но, думаю, у многих есть недоброжелатели, которыми зачастую движет, например, зависть. В жизни не знаешь, кто подставит тебе подножку.
– Главный тренер сборной по тяжелой атлетике Александр Гончаров отметил: «Если Ирина Кулеша будет успешно тренироваться, то приблизится к мировым лидерам в ее весе к Играм в Рио-де-Жанейро-2016». Вы на следующие Игры цели еще не ставили?
– Нет. После Лондона прошла не так много времени. Пока я даже не приступила к активным тренировкам. Не хочу загадывать наперед в плане результата. Всему свое время.
– У вас большая семья. Мама, три брата, сестра. Кто из них самый активный болельщик?
– Самого ярого выделить не могу. Вся семья в одинаковой мере поддерживает меня, желает только здоровья и побед.
– Кроме вас, никто в семье в спорт не подался?
– Все им занимались раньше, но решили связать жизнь с другой работой. У меня, как видите, получилось задержаться в нем надолго.
– Расскажите, что вас привело в тяжелую атлетику – вид, мягко говоря, не самый женственный?
– В школе и бегом занималась, и в волейбол играла. С детства я была подвижным ребенком. Да и учителя физкультуры прививали любовь к спорту. А в тяжелую атлетику я пришла в 15 лет. В этом большая заслуга первого тренера. Александр Владимирович Самодаев ездил по школам, искал перспективных талантов. В итоге наставник обратил внимание на меня. Пригласил поступить в училище олимпийского резерва. А там уже пошло-поехало – тренировки, сборы! (улыбается).
– В период простоя из-за травм не хотелось бросить спорт?
– Конечно, травмы, неудачи расстраивают. Думаешь : «А зачем мне это все надо?!». Но постепенно, когда поднимаешься по ступеньке: кадетские, юниорские, взрослые соревнования – это дело все больше затягивает. Вошло в привычку придти в зал, потренироваться. Да и команда у нас хорошая. Со всеми девочками общаемся.
– Вы родом из деревни. Согласны, что сельские жители более привычны к труду, чем их городские сверстники?
– Одаренные дети рождаются и в селе, и в городе. Просто спортивные или музыкальные навыки необходимо развивать. В деревне, конечно, забот и хлопот хватает. Но наша мама хозяйство не держала. Мы же от природы все были спортивные. Плюс школьные учителя работали с нами. Уроки физкультуры никогда не «сачковала»! (смеется).
– Современная молодежь все больше отдает предпочтение компьютерам.
– Есть такая проблема. Дети сидят в социальных сетях, а вести активный образ жизни ленятся. Никого ведь из них силой не заставишь. Если есть у ребенка желание заниматься спортом – он будет тренироваться, несмотря ни на какие компьютеры.
– Вам удавалось совмещать учебу и спорт?
– Честно говоря, не особо. И у УОРе, и в университете из-за тренировочных сборов приходилось пропускать занятия по две-три недели. Наверстывать учебу потом тяжеловато. Приходится «хвосты» сдавать.
– Вы думали над тем, что будете делать после завершения карьеры?
– Я закончила Мозырский педагогический университет по специальности «физическая культура». Конечно, задумывалась над тем, кем стану в будущем. Однако пока не определилась. Когда придет пора «завязывать» со спортом и искать работу – тогда и приму решение. Одно знаю точно: в тренеры податься нет желания. Это очень тяжелый, колоссальный труд.
– Как проводит досуг Ирина Кулеша?
– Я такой человек, что дел у меня всегда выше крыши. Люблю и посидеть в домашнем кругу, и в гости выбраться, и на природу при хорошей погоде. Стараюсь не сидеть на месте, быть в движении. В общем, какая идея «стрельнет» в голову – тем и занимаюсь! (смеется).
– Напоследок, ваши пожелания читателям «ДВ».
– Желаю всем людям здоровья, семейного и личного счастья, большой взаимной любви! И верить, что ваши мечты обязательно сбудутся…